Автор Тема: Мельник С.Н. Полезное и интересное. Опыт коллег  (Прочитано 5375 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

31 Октябрь 2013, 11:10:22

09 Декабрь 2013, 20:46:05
Ответ #1
  • Модератор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 709
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
    • Специальный психолог
вот статья, которая безусловно заслуживает внимания, особенно важно для специалистов- позволяет сформировать  некоторые мировоззренческте основы работы.
КТО ГЛАВНЕЕ?
   (взгляд специалистов на отношения с родителями)
П.Л. Жиянова
   «Кто главнее?» - это вопрос, который стал все чаще и чаще возникать при взаимодействии специалиста и родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с особенностями развития. Сам факт его возникновения говорит о многом. Раньше было безусловно, что главный человек в процессе обучения – это специалист. Не зря же его столько лет всему учили. Может ли сравниться с ним мама ребенка? Ведь ее преимущество лишь в том, что она ребенка любит. А преимущество ли – «слепая материнская любовь»?  Считалось, что наилучшее решение проблемы – отдать ребенка в надежные руки государства, где высококвалифицированные специалисты сделают с ним все, что можно и нужно. Должно быть, поэтому была  создана столь мощная сеть специальных учреждений.
   Много лет так и существовали в параллельных пространствах ребенок, мама, не умеющая ему помочь, и все умеющий специалист. Специалист, полагая, что являет собой некий улучшенный вариант мамы, из самых лучших побуждений снимал с нее бремя забот, волнений и тревог, освобождая ее тем самым от излишнего бремени любви, ибо что за любовь без усилий помочь самому близкому для тебя человеку.
Мы раньше так и работали, считая, что главное мы, специалисты. Приобретая опыт, мы стали задумываться: «Кто все-таки главнее?». А при организации службы ранней помощи вопрос: «правы ли мы, что берем на себя материнское бремя?» стал для нас главным. При большом количестве сложных научных, методических и организационных проблем он стал настолько важным для нас, что мы поняли: без ясного ответа на него не стоит и начинать разворачивать службу помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с выраженными особенностями развития. Ничего не получится или получится то, чего и без нас хватает.
Как-то вдруг стало ясно, что наши прежние призывы наладить контакты с родителями, сделать их еще теснее (теснее чего?!) ничего не значат, что это просто обман или самообман. Можно ли требовать от родителей ответственности за судьбу ребенка, снимая с них бремя любви в начале его жизненного пути?
Тем кем мы должны стать для семьи, в которую пришли как специалисты?
Прежде всего – к кому мы пришли? При всем разнообразии семей, входящих в нашу службу, у них много общего. Во-первых, они оставили ребенка в семье, во-вторых они приняли решение попытаться самим что-то изменить в судьбе ребенка. Они – самые близкие для него люди. Большую часть времени малыш проводит с ними. Они кормят, купают, играют с ним. Несмотря на то, что этот ребенок родился другим, не таким, как они себе его представляли, они любят его, и, может быть, тем сильнее, чем он беспомощнее,  чем больше нуждается в их любви.
И вот мы, специалисты, обладая знаниями и опытом, приходим в семьи. Неужели это дает нам право вторгаться в их жизнь: что-то решать за них, навязывать им свой взгляд на их жизнь и возмущаться, если они его не приемлют? Быть может, лучше предложить им свою помощь и, если ее примут, пройти часть пути вместе с ними, не делая их зависимыми от нас, а наоборот, открывая перед ними возможность быть свободными в выборе своего пути и пути своего ребенка. Как, в какой форме оказывать эту поддержку, как передавать свои знания родителям – это уже другой вопрос. Это могут быть семинары, методические рекомендации и видеофильмы. Эти и другие формы в сочетании с непосредственной работой специалиста в семье могут помочь родителям стать не простыми исполнителями советов педагога, а соавторами метода, наиболее подходящего их ребенку, метода настолько же уникального, как уникален ребенок, как уникален любой человек.
Кто же в таком случае будет предлагать методику и диктовать последовательность работы? Сам ребенок, его нужды, его уровень развития, его ближайшие возможности. Нам и родителям не о чем спорить и нечего делить. Нас впустили в свою жизнь, нам доверяют, мы можем оказать реальную помощь и поддержку. Есть ли что-нибудь важнее? Все настолько просто, прозрачно, что только наша духовная слепота и честолюбие мешали нам увидеть это раньше. И мы уже не сможем разрушить то, что поняли, потому что теперь мы ведаем, что теперь мы ведаем, что творим.
Все в наших руках, поэтому никогда нельзя их опускать. (Шанель)

21 Январь 2014, 17:20:37
Ответ #2
  • Модератор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 709
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
    • Специальный психолог
ИГРУШКИ  ВАШЕГО  МАЛЫША.

Полина Жиянова, педагог-дефектолог
Службы ранней помощи, «Даунсайд Ап»

Хочется поговорить с вами об игрушках ваших малышей, но все детишки разные по возрасту, характеру и поэтому трудно давать конкретные советы. Однако есть нечто общее, что поможет вам создать вокруг ребенка среду, стимулирующую его развитие, побуждающую его думать, сопоставлять, делать выводы.
   Хорошо, если у ребенка есть постоянное место для игры. Его можно застелить ковром или одеялом. Если рядом стоит стол – замечательно. Он станет домиком для вашего малыша или гаражом для машин. Игрушек должно быть немного, и они должны быть функциональными, т.е. побуждать ребенка к различным действиям. Вполне достаточно двух, трех мягких игрушек, лучше их дополнить ведерками, коробочками, кубиками, машинками.
   Часть полезных и интересных игрушек вы можете сделать сами (об этом подробно в приложении). Если ваш малыш перестал все брать в рот, можно дать ему для игры шишки, каштаны, катушки, пуговицы, початки кукурузы, красивые камушки – все что кажется нам мусором, но очень нравится детишкам (нравилось и нам, но мы успели это окончательно забыть). Все это не имеет определенного назначения и будит воображение ребенка.
   Вводите в игру настоящие бытовые предметы. Например, пластмассовые «взрослые» чашки, деревянные ложки, алюминиевые кастрюли лучше, чем игрушки изображающие все это. Нас порой раздражает, что ведро с мусором нравится малышу больше, чем развивающий центр, на который вы потратили пол зарплаты, но что поделаешь, если эти дорогие игрушки нравятся нам больше, чем нашим ребятам.  Привлекательность не зависит от цены, и дети понимают это лучше нас.
   Немного о смене игрушек. Мы часто даем совет менять игрушки, чтобы они не надоедали малышу. Это правильно, но не относится к любимым игрушкам. Потертый слоник или мишка – это объект любви вашего малыша, его друг. Он спит с ним, кормит его, берет с собой на прогулку, и ему трудно расстаться с ним. Если вы признаете в вашем ребенке личность, имеющую право на выбор, на привязанность и антипатию, вам будет проще понять и помочь ему.




Приложение
   Подготовила и перевела Светлана  Красовская
Примеры игрушек и игр,
стимулирующих зрительное восприятие.


                     Мобили
            Эти игрушки нравятся детям любого возраста, а старшие дети и
взрослые получают удовольствие, изобретая собственные модели, которые могут быть разной сложности. Если мобиль предназначен только для того, чтобы на него смотрели, можно использовать хрупкие, нежные материалы: перья, фольгу, блестки, папиросную бумагу. Хороша даже яичная скорлупа. Ее можно раскрашивать или нет. Если скорлупки подвесить к абажуру или прикрепить к вешалке, они будут смотреться как висячие корзиночки. В них можно положить немного влажной земли, посадить семечко, скажем, настурции и не забывать
поливать. Появившиеся листья будут красиво свешиваться по краям скорлупок.
   Старайтесь всегда выбирать материалы яркие, разноцветные, привлекательные. Формы могут быть простыми, но важно, чтобы при вращении они не выглядели одинаковыми, как например, выглядит цилиндр. Прикрепите к игрушке что-нибудь звенящее или шелестящее – это будет еще один стимул. Позвякивать могут крышки от молочных бутылок, «язычки от жестяных банок из-под напитков. Длинные полоски папиросной бумаги будут шуршать.
   В качестве подвеса лучше всего подойдет леска, но можно взять и прочную толстую нейлоновую нить. Не забывайте, что ваша конструкция должна висеть в месте, где есть хоть небольшой сквознячок и хорошее освещение (но не против солнечного окна или яркого светильника). Важно также аккуратно определить расстояние от ребенка до игрушки. Попробуйте представить себя на месте ребенка и посмотреть на мобиль примерно под тем же углом. И, разумеется, меры предосторожности! Все материалы нужно как следует прикреплять и проверять надежность, чтобы ни одно из украшений не упало на ребенка.


      Мобиль на вешалке.
   Деревянная вешалка для одежды, особенно если ее
Покрасить, может оказаться хорошей подвеской. В «плечиках»
Нужно сделать прорези для нити. Вешалку подвесьте на шнуре
Так, чтобы мобиль мог свободно двигаться.




                     Мобиль на зонтике.
               В больших помещениях очень хорошо смотрятся мобили,
               сделанные из старого зонтика. Срежьте ткань так, чтобы
               осталась только кромка шириной примерно в 5 см. Она
                будет удерживать спицы, когда вы раскроете зонт. Эту
               полоску можно украсить блестками, цветной бумагой и
               т.п. Подвесьте зонтик вниз головой и прикрепите к  его
               спицам фигурки на ниточках.



Игрушки, развивающие умение смотреть.
   Когда вы впервые встречаете маленького ребенка, что Вы делаете? Наверное, называете его по имени, улыбаетесь, киваете головой, в общем, стараетесь сделать заметное и выразительное лицо! Мама (или папа) – первая и лучшая игрушка ребенка. У лица любящего человека есть все качества хорошей игрушки – цвет, движение, звук и ... в нем заключен сюрприз. Зубы появляются и исчезают,  язык – тоже, глаза открываются и закрываются, а рот меняет очертания и издает странные звуки, вроде «бу». Что-то все время может случиться!
   «Выскакивающие» игрушки также играют развивающую роль. Они побуждают ребенка смотреть, а затем – смотреть в определенном направлении (их можно двигать вправо, влево, вверх, вниз), предугадывать последующие события и – если он управляет игрушкой сам –использовать одновременно обе руки.
   Вот несколько предложений по изготовлению таких игрушек – как недолговечных, так и способных прослужить долго, как для совсем маленьких, так и детей постарше.

                     Выскакивающая куколка.
Эта игрушка, в принципе, легко ломается, и не предназначена для рук малыша. Кроме того, она не должна попадать ему в рот. Однако она очень привлекательна, и вполне безопасна, если ее держит взрослый. Сделать ее можно буквально за минуту, но для этого вам понадобятся следующие материалы:
-   бутылка из-под моющей жидкости;
-   щетка «ершик» или другая круглая щеточка для мытья посуды;
-   достаточное количество маленьких предметов: колокольчиков, цветных пуговиц, больших бусин, мотков ленточек, блесточек и т.п. (еще раз напомним –все это нельзя давать в руки ребенку!)
Разрежьте пластиковую бутылку пополам. Удалите пробку и переверните верхнюю половинку бутылки горлышком вниз. Просуньте ручку щетки «ершика» сквозь горлышко, а к «голове» - щеточке –
Прикрепите те самые маленькие предметы, о которых мы только что говорили. Бутылочку можно раскрасить эмалевыми красками, сделав ее, таким образом, больше похожей на настоящую игрушку. Вы привлечете внимание ребенка к игрушке, если «голова куклы» будет выглядывать из бутылки и снова прятаться.

               Выскакивающая кукла (безопасный вариант)
С этой куклой ребенок сможет играть сам. Необходимые материалы:
-   деревянная ложка с деревянной ручкой;
-   картонный или пластиковый конус (например, от катушки для шерсти, какие используются в вязальных машинах);
-   краски, чтобы раскрасить «лицо»;
-   довольно толстая ткань, чтобы покрыть конус;
-   моток тесьмы для украшения;
-   клей ПВА.
Сначала нарисуйте на ложке лицо (глаза, а пониже – улыбающийся рот). На обратной стороне ложки и вокруг лица нарисуйте волосы. Пока краска высыхает, изготовьте из тонкой ткани одежду (толстая плохо убирается внутрь конуса, когда голова «прячется»). Сверните ткань, и сделайте платье в форме буквы Т. Низ платья должен быть достаточно широким, чтобы оно могло охватить широкий край конуса. Отверстие для «шеи» пока не прорезайте. К концам рукавов пришейте фетровые руки и сшейте платье по бокам. Теперь можно сделать отверстие для головы, такое, чтобы в него проходила ручка ложки. Приклейте горловину к ручке ложки под самым «лицом». Чтобы платье держалось крепче, щедро намажьте клеем «шею» и обмотайте ее ватой. Пропустите ручку ложки сквозь узкое отверстие конуса. Наденьте платье на широкую часть конуса и проверьте, полностью ли входит кукла внутрь. Если платье занимает много места, вам, возможно, придется укоротить подол. Приклейте низ юбки к широкому концу конуса и оберните ватой точно так же, как и «шею». Покройте конус плотным материалом, лучше всего фетром, т.к. он не протрется. Для прочности можно пришить подол платья к этому
покрытию. Украсьте места соединения мишурой, бархатной ленточкой, бахромой, шею украсьте кружевами или присобранной ленточкой.

Трубка с выскакивающим шариком.
   Эта игрушка может быть интересна и очень активным детям, и не слишком подвижным. Шарик от пинг-понга прячется внутрь цилиндра, и если сильно дернуть за ленточку, то он выскакивает из этого цилиндра. Особенно энергичным детям придется искать его по всей комнате. Если же потянуть за ленточку более деликатно, шарик можно даже поймать. Материалы:
-   шарик для пинг-понга;
-   картонная трубка чуть большего, чем шарик диметра;
-   мягкая лента, шириной около 2,5 см, примерно в 4 раза длиннее трубки;
-   бусина, закрепляющаяся на конце ленты, чтобы легче было за нее ухватиться;
-   клей ПВА;
-   ножницы;
-   украшения для трубки – краска, бумага или ткань.
В картонном цилиндре на расстоянии примерно 2 см от верхнего края проделайте щель вроде щели почтового ящика. Она должна быть достаточно широкой для того, чтобы сквозь нее можно было протянуть
ленту. Пропустите ленту через щель внутрь цилиндра. Протяните ее вверх так, чтобы часть ее (длиной, не менее длины цилиндра)  вышла из трубки через верхнее отверстие. Приклейте ленту по всей длине задней стенки трубки. Свободный конец ленточки проденьте сквозь отверстие бусины и завяжите узелок. Когда клей высохнет, игрушка будет почти готова. Испытайте ее: опустите шарик в трубку. Сильно дерните ленточку, и шарик «выстрелит» из трубки. Если окажется, что не все в порядке, поработайте над игрушкой еще, прежде чем начнете украшать ее. Возможно, цилиндр помялся, шарик застревает. Укрепить трубку можно с помощью полосок бумаги и клея. Иногда бывает полезно сделать щель пошире или даже перенести ее поближе к верхнему краю. Когда убедитесь, что шарик выскакивает хорошо, украсьте трубку.

Спичечный коробок с секретом.
   После трубки Вам уже будет нетрудно сделать эту игрушку. Принцип ее работы тот же, но действует она не так быстро и эффектно. Потяните за ленточку, и верхняя часть коробка поднимется над крышкой, чтобы явить свое скрытое сокровище. Материалы:
-   спичечный коробок;
-   короткая лента, шириной около 2 см;
-   бусина (необязательно)
-   что-нибудь для сюрприза – крошечная куколка, игрушка из «киндерсюрприза», знакомое лицо вырезанное из фотографии.
Если у вас есть время, вы можете внутри коробка создать сцену (например, окно с кружевными занавесками и горшками с цветами, открывающее деревенский пейзаж).
Вытащите внутреннюю часть коробка. Прорежьте щель в крышке. Средние размеры спичечного коробка 5см х 3,5см, так что щель следует проделать на расстоянии 2 см от края коробка (параллельно ему). Протяните эту часть ленты к части коробка, загнув назад. Приклейте эту часть ленты к задней стенке по всей ее длине.  Аккуратно вставьте внутреннею часть так, чтобы она «села» в петлю, и нажмите на нее (лента укоротится, и внутренняя часть скроется под крышкой). Привяжите бусинку к свободному концу ленты. Легонько потяните за нее, чтобы
убедиться, что игрушка работает правильно, и внутренняя часть поднимается, как и задумано. Выньте внутреннюю часть и украсьте ту половинку, которая будет «выглядывать». Затем украсьте внешнюю часть. Проще и быстрее всего оклеить ее цветной бумагой.

Игры с красками.
Волшебные картинки из свечки.
   Кончиком старой свечки нарисуйте простую картинку на большом листе бумаги. Нажимайте как следует, так как свечной жир стирается. Затем ваш ребенок может толстой кистью закрасить этот лист акварельной краской. Он заметит, что краска не пристает к свечным пятнам, и перед ним откроется волшебная картина. Если ребенок уже умеет читать, можно писать свечные записочки.

Как сделать бабочку.
Возьмите лист гладкой бумаги и сверните его пополам. Затем опять откройте. На одной стороне ребенок жирными яркими мазками рисует половину бабочки, причем основание крыла должно быть на сгибе. Пока краска не высохла, наложите на эту половину листа вторую (чистую) половину и мягко прижмите ее так, чтобы краска на ней отпечаталась. Когда вы снова откинете верхнюю половину, вы увидите на бумаге прекрасную бабочку с одинаковым рисунком на обоих крыльях.

Изготовление автопортрета в полный рост.
   Пусть ребенок ляжет на спину на лист бумаги (можно для этого взять полоску обоев). Обведите контур его тела толстым фломастером или темным мелком. Покажите, как можно закрасить получившуюся фигуру, и повесьте «портрет» на почетное место. Это занятие особенно полезно детям, которым трудно привить представление о собственном теле. Портрет позволит такому ребенку увидеть воочию размер и форму своего тела.
               
« Последнее редактирование: 21 Январь 2014, 17:33:40 от Кошка »
Все в наших руках, поэтому никогда нельзя их опускать. (Шанель)

21 Январь 2014, 17:33:01
Ответ #3
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12546
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

01 Июль 2014, 20:01:43
Ответ #4
  • Модератор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 709
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
    • Специальный психолог
ЧТО ТАКОЕ ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ.

Мэри Коркоран

Существуют несколько условий, без которых невозможно говорить о том, что человек живет обычной жизнью. Я предлагаю Вашему вниманию пояснения этих условий.

Итак, первое:


Присутствие в обществе

Это означает, что люди с особенностями развития должны иметь возможность:
•   жить там, где живут, работают, проводят свободное время обычные люди;
•   заниматься тем же и тогда же, где и когда этим занимаются обычные люди;
•   иметь доступ к тем службам, а также спортивным общественным и культурным учреждениям, которыми пользуются другие люди.

Проживание   Деятельность   Свободное время

У каждого человека должна быть возможность жить в обычном доме или квартире; каждый, особенно ребенок, должен иметь возможность жить в семье.   День должен проходить в обычных местах – школе, детском саду, колледже, на рабочем месте рядом с другими детьми.   Доступ к бассейнам, спортивным и культурным учреждениям, паркам, кинотеатрам, дискотекам – всем ресурсам, доступным другим людям.

Второе:
      
Статус и достоинство

Человек должен пользоваться уважением и занимать в обществе достойное положение.

Проживание   Деятельность   Свободное время

Каждого человека необходимо поощрять к тому, чтобы его внешний вид способствовал повышению самооценки (имеется ввиду необходимость соблюдения правил гигиены, выбора принятому в обществе стилю одежды и прически). Их дом и внешний облик должны способствовать созданию позитивного образа.   Деятельность людей с особыми нуждами должна соответствовать их возрасту – она не должна быть унизительной и изображать их как неспособных принести пользу себе или другим людям.   То, как люди проводят свое свободное время, должно укреплять их положение в обществе: соответствие занятий возрасту, использование необходимого оборудования, люди, с которыми они проводят свободное время, места, которые они посещают.

Третье:

Разнообразные контакты и отношения.

Что обычно способствует знакомству людей? Возможность находиться вместе в одном месте, вместе есть путешествовать, разговаривать (даже сплетничать), отмечать праздники, ходить в школу, на работу, проводить вместе свободное время, заниматься своим хобби, посещать клубы, церковь, жить...

Проживание   Деятельность   Свободное время

Дом человека является центром его самых близких отношений, значит, нужна семья.
В доме завязываются и другие отношения – с соседями и друзьями.   Детский сад, школа, работа создадут возможности для развития дальнейших отношений – с другими детьми, одноклассниками, студентами, коллегами, учителями, работниками, клиентами.   Развитие различных отношений должно быть частью свободного времени. Следовательно, это время нужно проводить с семьей, друзьями, а также с людьми по собственному выбору, по возможности играя во дворе, посещая клубы, концерты.

Четвертое:


Возможности для развития.

Каждому ребенку или взрослому с особыми нуждами должна быть предоставлена возможность, повышать свою самооценку по мере развития навыков и умений.
Для этого очень важно возлагать на ребенка большие надежды, давать ему возможность получать необходимые знания, обучать его соответствующим навыкам, проводить обучение в интегративной обстановке.

Проживание   Деятельность   Свободное время

Домашняя обстановка должна использоваться для обучения навыкам самообслуживания. Здесь также можно овладевать другими навыками – социализации, проведения досуга.   Навыки, необходимые в повседневной жизни, навыки, необходимые для изучения экономических дисциплин, профессиональные навыки (включая навыки поиска работы), навыки социализации необходимо осваивать в детских садах, школах, колледжах… Рабочее место также дает возможность развивать все эти навыки.   Это время должно использоваться для приобретения навыков общения, занятий спортом, хобби. Насколько возможно, важно развивать врожденные способности человека и учитывать его интересы и предпочтения.

Пятое:


Права и возможность персонального выбора.

Каждому человеку должна быть предоставлена возможность выбора и информация, необходимая для осуществления этого выбора и в повседневной жизни, и в будущем.

Проживание   Деятельность   Свободное время

По мере того, как дети растут, им необходимо помогать принимать самостоятельные решения по поводу того, где и как они живут, решать, как украсить комнаты, какого распорядка дня придерживаться (время подъема, время умывания, по согласованию с другими живущими в том же месте). Необходимо учитывать все основные права человека.   Важно иметь доступ к различным занятиям – в детском саду, школе, колледже, на работе и т.д.   Необходимо оказывать поддержку в принятии решений по поводу того, как им проводить свое свободное время, предлагать различные варианты и поощрять их высказывать свои предпочтения.
   
Я думаю, что даже если вы только в начале пути (у меня была возможность познакомиться с ситуацией в России), сведения, которые я привела в этой статье, послужат информацией к размышлению.

http://sm.lirta38.ru/obichnaya-gizn/
« Последнее редактирование: 03 Июль 2014, 16:50:59 от Кошка »
Все в наших руках, поэтому никогда нельзя их опускать. (Шанель)

06 Ноябрь 2014, 21:07:04
Ответ #5
  • Модератор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 709
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
    • Специальный психолог


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ
такой важный и необходимы навык, позволяющий стать автономным от родителей и навык который так не просто формируется
   Навыки самообслуживания, в частности – навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, школе. Учтите, пожалуйста, что ребенку легче научиться снимать одежду, чем надевать ее, и что позже всего малыш может научиться расстегивать кнопки, молнии, пуговицы и завязывать шнурки.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

•   Уметь сохранять устойчивую позу, владеть достаточно большим объемом движений;
•   Иметь представление о собственном теле и его частях;
•   Уметь действовать двумя руками одновременно, либо совершая синхронные действия, либо используя одну руку как ведущую, а другую, как помогающую;
•   Уметь выполнять ряд специфических движений, необходимых для одевания: тянуться рукой вперед, вверх, заводить руки за спину, за голову и т.д.;
•   Владеть необходимым объемом мелких движений рук и пальцев: у ребенка должен быть сформирован щепотный и пинцетный захват.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

   Есть много способов помощи: очень важно поместить малыша в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что вы оказываете временную помощь, и степень вашего непосредственного участия в процессе овладения навыком. Ваша цель – научить ребенка действовать самостоятельно!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБНКА ОДЕВАНИЮ

1.   Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении, чтобы он мог сосредоточиться непосредственно на одевании, а не тратить лишних усилий на удерживание равновесия.
2.   Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняете все шаги, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без вашего участия.
Некоторые дети предпочитают не заканчивать последовательность самостоятельно, а начинать ее. В этом случае, вам необходимо «начать с другого конца», помогая малышу завершить цепочку действий и постепенно увеличивая его самостоятельное участие. Имейте ввиду, что освоение каждого шага может потребовать достаточно длительного времени.
3.   Обязательно  хвалите малыша за любой, даже самый малый успех.
4.   Правильно выбирайте время для занятий. Важно, чтобы вы никуда не спешили, а у ребенка был стимул для одевания. К примеру, для обучения одеванию и раздеванию хорошо подходит ситуация сборов на прогулку или подготовки ко сну.
5.   Помогайте ребенку, положив свои руки поверх его рук и направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно.
6.   Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей. Если у вас есть другие дети, малыш будет с удовольствием выполнять непростые для него действия вместе с братом или сестрой.
7.   Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.
8.   Если ребенок ходит в детский сад, позаботьтесь о подходящей одежде, чтобы не создавать ему лишних трудностей при одевании и раздевании. Пока ребенок не научился уверенно одеваться, используйте одежду, которую легко снимать и надевать.

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНОК УСВАИВАЕТ НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ?

•   Снимает шапку и варежки;
•   Снимает носки и ботинки;
•   Надевает шапку;
•   Снимает расстегнутую взрослым куртку;
•   Спускает и стаскивает с себя штаны;
•   Стаскивает с себя через голову свитер, футболку;
•   Заканчивает застегивать и расстегивать молнию (замок молнии соединяет взрослый);
•   Снимает с себя свободную пижаму (кофточку и штаны);
•   Вставляет ноги в штанины и натягивает на себя штаны;
•   Вставляет руки в рукава джемпера или футболки, после того, как ему помогли надеть их через голову;
•   Обувает туфли, ботинки, тапочки, не застегивая их;
•   Надевает носки;
•   Просовывает голову в ворот, а руки – в рукава джемпера или футболки;
•   Надевает куртку, не застегивая ее;
•   Надевает рубашку, не застегивая ее;
•   Застегивает одежду на пуговицы;
•   Застегивает разъемную молнию, предварительно соединив замок;
•   Зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки.

Этот список поможет вам сориентироваться, в какой последовательности дети учатся одеваться. В то же время не следует забывать, что ребенок может осваивать несколько навыков одновременно.
   использованы материалы Даунсайд ап                        
 
Все в наших руках, поэтому никогда нельзя их опускать. (Шанель)

 

Instagram

 

 

 

 

 

форум

 

 


© Copyright 2011-2018 koshka38.ru