Автор Тема: Игра. Умеет ли ребенок играть. Игры и обучение.  (Прочитано 14191 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

25 Май 2011, 20:24:37
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск


Игра – основная деятельность ребенка

  С позиций конструктивизма игра–это важнейшая часть процесса конструирования знаний при взаимодействии ребенка с физическим и социальным миром. Игра начинается с младенчества как исследование себя и окружения. Затем приобретенные знания ребенок репрезентирует в более сложной "проективной"  игре с разными игрушками и материалами.


Игра – основная деятельность ребенка

Источник: Российская лекотека kukli-v-st 

     Существует множество подходов к определению игры, в каждом из которых отражаются важные аспекты этого удивительного и важного для развития ребенка вида активности.
      С точки зрения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, 1972, Д.Б. Эльконин, 1978) истинная игра, как присущая человеческому виду деятельность, это сюжетно-ролевая игра, происходящая в воображаемой ситуации, где играющие согласованно принимают роли и взаимодействуют в рамках некоторого сценария. К такой зрелой игровой деятельности дети становятся способны лишь в дошкольном возрасте. Периоду раннего детства отводится роль подготовительного периода, в котором у ребенка в процессе взаимодействия с бытовыми предметами, игрушками и взрослыми формируются игровые действия.
      С позиций конструктивизма игра–это важнейшая часть процесса конструирования знаний при взаимодействии ребенка с физическим и социальным миром (Levin, 1996). Игра начинается с младенчества как исследование себя и окружения (”сенсомоторная игра” по Ж. Пиаже (1968), “сенсорная игра” по Jones & Reynolds, (1992), Затем приобретенные знания ребенок репрезентирует в более сложной “проективной” (Jennings, 1995) игре с разными игрушками и материалами. При этом игра уже носит символический характер, в ней постепенно развиваются связность отдельных репрезентаций в сюжетную линию и первые признаки принятия ролей и контроля за ходом игры, что в дальнейшем перерастает в драматическую игру.
      Важнейшими атрибутами игры по Sponseller (1982), являются: внутренняя мотивации, внутренний контроль и внутренняя реальность.
      В культурологии наиболее авторитетным исследователем игры считается Й. Хейзинга (”Homo Ludens”,1938), который рассматривал игру как врожденную способность, присущую человеку и многим животным. В отличие от животных, человек как качественно более развитое живое существо обладает уникальными физическими и нервными ресурсами для игровой деятельности. Накопленная тысячелетиями культура делает игру ребенка и взрослого социальной и исторически-конкретной по своему содержанию. Согласно И. Хейзинге, игра–это деятельность, характеризующаяся свободой, отвлеченностью от первичных потребностей, напряжением, удовольствием, забавой, упорядоченностью, цикличностью, изолированностью в месте и во времени; она имеет развивающий и коммуникативный смыслы.
      Специалисты Лекотек рассматривают игру как особый вид активности ребенка, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития, организующийся и поддерживаемый взрослым, добровольный и приносящий радость, позволяющий ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, творчески получать знания и совершенствовать навыки, выражать мысли и чувства.
Развитие игровой деятельности

      В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры. При этом более простая игровая активность не исчезает, а остается доступной в последующие годы жизни.
      С 1.5-2-х месяцев наблюдается игра-исследование окружающего мира и своих физических возможностей (”сенсомоторная игра”). Ребенок производит одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, трясет, позже–вертит, ощупывает, бросает и т.д. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт со взрослым, улыбаясь, заглядывая в глаза (Лисина М.И.). Иногда ребенок совершает непонятные для взрослого стереотипные движения (раскачивается, стоя на четвереньках или в кроватке, стучит рукой по столу, бросает предметы на пол), которые позволяют ему почувствовать свое тело, тренировать навыки сохранения равновесия, изучать глубину пространства.
      С 9-11-х месяцев появляется игра-подражание, которая выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих. В результате, ребенок расширяет свой репертуар действий и произносимых слов. Действия ребенка становятся предметными, направленными на достижение цели в реальной ситуации (”предметно-игровая деятельность” по С.Л. Новоселовой).
С 14-18-х месяцев можно наблюдать символическую игру, то есть специфические действия с игрушками, изображающими предметы, в искусственно созданной ребенком (или взрослым) ситуации (”как будто”, “понарошку”): “кормит”, “причесывает” или “купает” куклу, “пьет” из чашки. В игре ребенок легко замещает реальный объект другим, а позже–вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. То есть, происходит перерастание предметно-орудийных действий в игровые (Ф.И. Фрадкина, 1960, 1966, Н.Я. Михайленко, 1978, Е.В. Зворыгина, 1978).
      С 20-30 месяцев ребенок объединяет отдельные функциональные игровые действия с сюжетными игрушками в связные последовательности (Ф.И. Фрадкина, 1966). Сначала ребенок совершает всего два последовательных действия (например, нагружает и возит машинку), к 2.5–3 годам–три-четыре действия (например, кормит куклу, раздевает ее, затем–укладывает спать).
      С 24 мес все чаще наблюдается конструктивная игра–плоскостное и объемное конструирование (Smilansky, 1968, Rubin, 1984).
С 3-4-х лет стремительно развивается сюжетно-ролевая игра (Д.Б. Эльконин). Ребенок договаривается о принятии ролей с партнерами (другими детьми или взрослыми) или играет один сразу за нескольких персонажей. При этом наблюдается увеличение половых различий в игре. Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения.
С 3.5-4-х лет дети начинают успешно участвовать в играх с правилами, заключающихся в циклической игровой деятельности, состоящей из этапов и включающей строго фиксированные последовательность и условия этой деятельности. Обычно–это подвижные игры.
      Все виды символических игр (Piaget, 1962, Chance, 1979), в которых ребенок представляет себя кем-то или делающим что-то называют также “драматической игрой” (Smilansky, 1968, Rubin, 1984).
 Игровые стили

      В зависимости от индивидуального психологического профиля ребенка, т.е. его темперамента и способностей, дети могут демонстрировать преобладающие тенденции развития игрового поведения. Creaser (1990) выделила “исследователей”, “зрителей” и “драматургов”. Она описала предпочитаемые детьми способы взаимодействия и привела рекомендации по дифференцированной поддержке игровой активности детей.
      “Драматурги” легко принимают различные роли, представляя игровую ситуацию с минимальным количеством или вовсе без игровых материалов.
      “Исследователи” любят заниматься конструкторами, экспериментировать с предметами, разбирать их на части. Они не успокаиваются, пока полностью не выполнят задачу.
      “Зрители” любят наблюдать за игрой, слушать и иногда комментировать. Это часто огорчает родителей, однако дети просто могут иметь своеобразный способ обучения.
Культурные отличия в игре

      Хорошо известно, что существуют различия в отношении взрослых к детской игре, в видах традиционно поддерживаемых игр у разных народов. Из этого следует, что необходимо быть осторожным при консультировании родителей различных национальностей по поводу подбора адекватных игр для ребенка.
Развивающая сила игры

      С точки зрения конструктивизма, игровой процесс, который является интегральной частью обучения и развития, включает следующие шаги:
      – игра с тем, что уже преодолено и известно;
      – встреча с интересной для решения проблемой во время игры;
      – решение или преодоление проблемы в игре;
      – узнавание нового понятия или навыка для разработки в игре;
      – проигрывание с тем, что выучено или преодолено (Levin, 1996).
      При помощи процесса взаимодействия со своим окружением дети приобретают компетентность в физическом и социальном мире. При этом, взрослый партнер ребенка по игре является источником культурного развития малыша.
      Игра с взрослыми учит детей партнерству, синхронности, очередности, самоконтролю. Позже, игра со сверстниками позволяет детям выстраивать своё понимание социума и взаимодействий. Новые ситуации и проблемы расширяют их навыки (Cordon & Browne, 1993).
      Во время игры дети имеют возможность воспринять себя как компетентных, дееспособных и полезных, что имеет решающее значение в развитии их самооценки и эмоциональной сферы.
      Способность к символизации в игре является центральной в когнитивном развитии и в дальнейшем обучении, включая чтение и письмо (Levin, 1996).
      В игре дети также приобретают навыки общих движений, ручной моторики и зрительно-моторной координации. При этом достигаются более сложные умения, улучшается сила, баланс, скорость и контроль.
      Игра является произвольной активностью, предполагающей свободу действий. В игре ребенок может создавать мир образов, развивать язык, совершать открытия, выстраивать межличностные отношения, формировать физическое и психическое “Я”, укреплять интерес и концентрацию внимания, исследовать предметный мир, узнавать роли взрослых, перестраивать и уточнять свои знания (Hildebrand, 1991)
Оценка игрового поведения

А. Общая оценка игрового поведения (По А.Н.Корневу)
      – Сложность самостоятельной игровой деятельности
      – Широта игрового репертуара
      – Аффективный фон
      – Использование речевых средств
      – Взаимодействие в игре с другими
      – Творческая активность в игре
      – Наличие и устойчивость сценария игры.

Б. Виды игры
      – Игра-исследование (направленная на себя, на живые и неживые объекты, на других людей)
      – Игра-подражание
      – Предметно-практическая игра, направленная на себя, на других людей, живые и неживые объекты (относительная или функциональная игра).
      – Простая (одноактная) символическая игра (игровые действия) или несвязные последовательности игровых действий
      – Игра–связные последовательности игровых действий с сюжетными игрушками (”куплетная игра”)
      – Конструктивная игра
       – Моноцентрированная сюжетно-ролевая игра: ребенок играет за одного
      – Полицентрированная сюжетно-ролевая игра: ребенок играет за двоих и более персонажей

В. Оценка социального взаимодействия в игре (модификация классификации Parten, 1932)
      – Ребенок не занят (ребенок не играет и не взаимодействует с другими)
       – Солитарная игра (ребенок играет независимо один без интереса к событиям в окружении)
       – Наблюдение (ребенок наблюдает за игрой других)
       – Параллельная игра (ребенок играет в стороне от других, но с аналогичными игрушками или материалами, возможно–подражая другим)
      – Ассоциированная игра (ребенок играет в общем игровом поле с другими детьми, игрушки распределены между участниками, дети общаются по поводу игры, хотя каждый играет по-своему).
      – Кооперативная игра (ребенок участвует в общей игре с единым сценарием-пассивно или активно).
Роль взрослого в детской игре

      Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в “зоне ближайшего развития”, что имеет обучающее значение.
      Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре. Имеется в виду не замена ролевых функций, а их расширение в соответствии с новыми возможностями и потребностями ребенка.
      С первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая сначала носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по разнообразным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, проприорецептивному, вестибулярному.
      По мере дальнейшего психического развития ребенок проявляет все более специфичные ответы на стимуляцию, генерирует инициативные действия, начинает исследовать предметы руками. Одновременно возрастает ответственность взрослого за обогащение предметной среды малыша. При этом взрослый должен действовать как посредник, поддерживающий взаимодействие ребенка с материалами. Параллельно возрастают возможности малыша ориентироваться в регулярных жизненных ситуациях, что призывает взрослого обыгрывать такие события как просыпание, переодевание, еда, туалет, купание, прогулка и т.п.
      Следующий этап в развитии ребенка связан с совершенствованием представлений, подражательной и исследовательской активности. Воспроизведение речевых и ручных действий делает его активным участником социальной жизни. В обязанности взрослого включается организация символического общения, обыгрывание специфических действий с предметами. Не меньшее значение имеет поддержка игры с пластическими материалами, водой, блоками и т.п., что отвечает нуждам творческого развития, самовыражения и самоконтроля.
      Появление у ребенка отсроченного подражания может служить сигналом для взрослого: “пришло время сюжетной игры”. Родители могут теперь превратить детский уголок в игрушечную комнату. Ведь для ребенка интереснее всего то, что делают взрослые. Важно ввести в игровую сферу жизни ребенка несколько персонажей и помочь ему в воспроизведении наблюдаемых событий. Диалог “за двоих”, кукольный театр, драматизация на куклах социального взаимодействия–вот некоторые новые обязанности взрослого как партнера ребенка по игре.
      С развитием самосознания, происходящим в период второго возрастного кризиса, ребенок подходит к новому этапу игровой деятельности. Он начинает участвовать в сюжетно-ролевой игре, затем самостоятельно придумывать сценарии игр–драматизаций. Взрослый может участвовать в такой игре непосредственно, предлагая свои идеи и знания. Однако важно поддерживать инициативу малыша.
      Итак, роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Взрослый может быть:
      – “источником ресурсов”, обеспечивающим игровыми материалами;
       – организатором игровой среды;
       – наблюдателем;
      – помощником;
       – партнером по общению;
       – партнером по игре;
       – посредником;
       - инициатором игры.
« Последнее редактирование: 26 Май 2011, 00:12:06 от Кошка38 »

26 Май 2011, 00:17:17
Ответ #1
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск
Игротека на нашем сайте - здесь.

Наша игротека в Одноклассниках:


20 Июнь 2011, 15:12:50
Ответ #2
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск
Игры для детей раннего возраста

Возраст 9-12 месяцев

Смотри, как я пересыпаю хлопья

Усядьтесь с малышом на полу. Поставьте перед собой чашки, наполненные крупой. Подойдут для этого и овсяные хлопья.

Покажите ребенку, как пересыпать хлопья из одной чашки в другую.

Теперь разрешите ему попробовать самостоятельно сделать это.

Малышам требуется масса времени, чтобы, занимаясь этим делом, добиться наконец, успеха. Им, между прочим, также очень нравится есть рассыпанные крупинки или хлопья.

Следующая ступень - попытки переливать воду из сосуда в сосуд. Но это умение придет позже.

Чему же научится ваш ребенок? Согласованности движений.

Кати мячик

Вам понадобится мягкий мячик.

Сядьте на пол лицом к ребенку и покатите мяч в его сторону.

Возьмите рученки малыша и покажите ему, как катить мяч к вам.

Это очень понравится ребенку, и при небольшом поощрении он очень быстро усвоит, как катить мяч от себя.

Если малыш начинает выбрасывать все подряд из своей кроватки, значит, ему пора освоить эту игру.

Игра с куклой

Папа, посадите ребенка к себе на колени. Погладьте его по головке и скажите: "Прелестные волосики".

Положите руки ребенка на свои волосы и скажите: "Папочкины волосы."

Проведите расческой по волосам ребенка.

Покажите ему, как расчесывать свои волосы.

Возьмите куклу и проведите расческой по ее волосам.

Дайте куклу своему малышу и попросите его расчесать ей волосы.

Теперь попросите ребенка причесаться.

Затем попросите его причесать вас.

Чему же научится ваш ребенок? Следовать вашим указаниям.

Где ножка?

Нарисуйте пупсика на большом листе плотной бумаги.

Наклейте кусочки материи на отдельные части его тельца руки, голову, пальцы, коленки и животик.

Спросите малыша: "Где у пупсика головка?". Приподнимите материю, покрывающую голову, и скажите: "Вот головка!"

Продолжите игру, называя другие части его тела.

Вскоре ваш ребенок будет играть в нее самостоятельно.

Чему же научится ваш ребенок? Получит представление о своем теле.

Налево, направо, через улицу

Играйте в эту игру всякий раз, когда переходите улицу вместе с ребенком.

Говорите ребенку: "Вот мы и на углу. Мы собираемся переходить улицу. Нам нужно убедиться, что нет проезжающих машин. Посмотри налево". Пи этих словах поверните прогулочную коляску или ребенка налево.

Теперь скажите: "Машин нет. Прекрасно. Теперь посмотрим направо". Поверните коляску или ребенка направо.

Следующая фраза: "Машин нет. Хорошо, можно переходить улицу".

Так ребенок получит первое представление о мерах безопасности при переходе улицы и заодно закрепит понятие о правом и левом.

Чему же научится ваш ребенок? Приобретет навыки безопасности.

Собирание "сокровищ"

Пространство вне дома - удивительное место для исследований и открытий.

Возьмите ведерко и попросите ребенка складывать в него все, что он найдет: камушки, листочки, веточки, прутики.

Отнесите ведерко в подходящее место и вытряхните из него содержимое.

Теперь попросите малыша брать в руки камушки, листья и т.д., а сами называйте каждое из "сокровищ".

Ваш ребенок с удовольствием будет класть все это в ведерко и потом снова вынимать.

Попросите малыша дать вам листик или камушек.

Чему же научится ваш ребенок? Приобретет исследовательские навыки.

Где же он?

Эта игра поможет ребенку узнать, что предмет может существовать, даже если его не видно.

Сядьте на пол и покажите ему его любимую игрушку.

Дайте возможность ребенку несколько минут поиграть с ней, затем попросите у него разрешения в свою очередь поиграть с ней.

Если он согласиться, возьмите игрушки и накройте ее куском ткани так, чтобы ребенок мог легко до нее дотянуться.

Помогите ему найти игрушку и вновь повторите игру. Спрашивайте малыша: "Где игрушка? или что-нибудь в этом роде. Придайте игре таинственность.

Повторяйте игру до тех пор, пока ребенок не поймет, где же игрушка, и

самостоятельно не венет ее себе.

Разнообразьте игру, используя разные игрушки или другие предметы.

Чему же научится ваш ребенок? Приобретет исследовательские навыки.

Теперь их три

Сядьте на пол вместе с малышом так, чтобы он смотрел на вас.

Дайте ему маленькую игрушку.

Как только он крепко схватит ее, дайте ему вторую игрушку в другую руку.

Когда он сможет удержать по игрушке в каждой руке, предложите ему третью игрушку.

Сначала малыш будет пытаться схватить и ее, не выпуская двух других, но вскоре догадается, что нужно выпустить из рук одну из игрушек, чтобы взять другую.

Чему же научится ваш ребенок? Принимать решение.

Играем толкаем

Когда ваш ребенок начнет делать первые шаги, ему нужно будет учиться соблюдать равновесие. Толкание перед собой стула или прогулочной коляски поможет ему развить чувство равновесия.

Возьмите легкий стул и покажите ребенку как толкать его перед собой,двигаясь по дому. Пока он будет двигать стул, читайте ему стишок. Что-нибудь в таком роде:

Я гуляю, я гуляю,

Всюду в доме побываю.

Я иду, иду, иду,

Скоро город обойду.

Выйдя из дома погулять с ребенком, дайте ему потолкать коляску, а сами повторяйте стишок.

Чему же научится ваш ребенок? Соблюдать равновесие.

По материалам книг Джеки Силберг


Источник
« Последнее редактирование: 20 Июнь 2011, 21:23:46 от Кошка38 »

20 Июнь 2011, 21:25:19
Ответ #3
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск
Этапы формирования игровой деятельности

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий¾ наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений  между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной , включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости  дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

И так, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт  разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные),  эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности  определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны          самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.  В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры,  в которых взрослый,  сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого програмного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т. д.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает позновательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.




Источник

23 Сентябрь 2011, 15:30:44
Ответ #4
  • Модератор
  • Знакомый
  • ***
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Как играть с ребенком
Хотела поместить этот пост в тему про игры и игрушки, но потом решила, сделать его отдельной темой, поскольку это относится к жизни с ребенком вообще, а не только к игре с ним.

Практически все темы, которые есть в этом разделе, содержат советы о том "что делать", но в них очень мало говориться о том "как".
Это вполне объяснимо, поскольку "как" можно увидеть и очень сложно, практически невозможно, описать. Но вот решила попробовать.
Итак, я часто пишу и говорю о том, что играть с ребенком нужно увлеченно, с интересом и что это является важным условием развития ребенка, пробуждения его интереса к окружающему.

И не менее часто я слышу в ответ: я не умею играть с ребенком, я не понимаю, как сделать игру интересной, я не могу с увлечением укачивать куклу, мне проще организовать занятие с ним.

Действительно, трудно представить себе взрослого, который с интересом катает мяч или строит башенку из кубиков. Если же он это делает только потому, что так "нужно" ребенку, то тот очень быстро начинает чувствовать эту "натужность" действий и тоже теряет интерес к игре. Казалось бы положение безвыходное...

Представьте себе, что вы уехали из города, где родились, и где прошло ваше детство, но периодически посещаете его по делам. В этом приезде нет ничего нового и интересного, так - рядовое событие.
Но вот вы приглашаете очень близкого вам человека посетить этот город вместе с вами. И все меняется: вы замечаете перемены, которые произошли вокруг, вам становится интересным ходить вместе по улицам и дворам своего детства. Вы знакомите своего друга с тем, что вас когда-то привлекало, что было дорого, вам важна и значима его реакция на все, что вы предложили ему, как часть себя.

Вы, наверное, уже догадались, к чему я веду
Играя с малышом, вы знакомите его с новым удивительным миром. Это для нас понятно, что колокольчик, который мы спрятали в коробку, продолжает существовать, а для малыша это открытие.
Это для нас кошка, лежащая на солнце – обыденное явление, и нас раздражает тот факт, что ребенок замер, при виде нее и не идет с нами в магазин так быстро, как нам этого хочется. И мы забываем, что для него – это встреча с живым непостижимым существом.
Это для нас горький плач младенца выглядит как истерика, как способ манипулировать нами, а для него это единственный способ поделиться с нами своей болью, одиночеством, обидой.

И вот, когда мы отвлечемся от своих важных дел и увидим этого маленького человечка, который ждет не только ухода, но и понимания, уважения к себе, когда мы увидим его жесты, взгляды, поймем, как много он хочет и может сказать нам, тогда игра в мяч или постройка башни обретет для нас новый смысл - это станет тем пространством, где произойдет наша встреча с малышом.
А если эта встреча произойдет, то в награду мы получим замечательный дар - увидеть этот мир обновленным, как город вашего детства,с которого я начала свой рассказ.

И именно то, как меняется малыш, как он познает новое, как учится делать то, что еще вчера было ему недоступным, будет питать наш интерес к играм и общению с ним. Мы увидим не примитивные и неинтересные для нас игры, а то, как малыш движется по пути познания, как за три года раннего детства он меняется от беспомощного новорожденного до ребенка, осознающего свои желания, умеющего объяснить чего он хочет (если его слушают и слышат), отстаивающего свои права и границы.
Это самый интенсивный и быстрый этап перемен в жизни человека. И как нам не трудно, мы должны успевать за этими переменами, не отрицать их, не тянуть ребенка назад, нам необходимо меняться самим.
Вот как-то так

http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=160812
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

23 Сентябрь 2011, 17:19:25
Ответ #5
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск
Андрей, подскажите, насколько важны игровые моменты для детей с аутичным спектром? Можно ли обойтись без этого или с  очень незначительным количеством игровых моментов?  И с моей Дашей конкретно?

23 Сентябрь 2011, 21:26:39
Ответ #6
  • Модератор
  • Знакомый
  • ***
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Игра очень важна для детей из аутичного спектра. Существуют целые учебные программы, построенные на игре, например (RDI, Floor time и др.) Без игры обойтись нельзя. Оснонвная трудность с аутичными детьми заключается в том, что детей трудно вовлечь в игру. На первом этапе это будет основная цель. Можно использовать стереотипную или сенсорную игру детей для улучшения взаимодействия.
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

23 Сентябрь 2011, 21:32:41
Ответ #7
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск

25 Октябрь 2011, 22:49:05
Ответ #8
  • Модератор
  • Знакомый
  • ***
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Игрушечная правда: вещи, которые не нужны

http://no-idiot-toys.livejournal.com/

Игрушечный "Оскар" - часть 1
http://no-idiot-toys.livejournal.com/30123.html

Игрушечный "Оскар" - часть 2
http://no-idiot-toys.livejournal.com/30475.html

Игрушечный "Оскар" - часть 3
http://no-idiot-toys.livejournal.com/30830.html?mid=510402
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

26 Февраль 2012, 21:49:08
Ответ #9
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12602
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

01 Март 2012, 18:47:11
Ответ #10
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12602
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

23 Май 2012, 22:34:53
Ответ #11
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12602
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Итак, чем я сегодня отвлекалась:

Это просто, для  приятного успокоения, флэш-аквариумы:
http://dety38.ru/flehsh-akvariumy/
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

23 Май 2012, 22:38:46
Ответ #12
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12602
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

23 Май 2012, 22:40:19
Ответ #13
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12602
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

23 Май 2012, 23:02:46
Ответ #14
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12602
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Лялику добавила, чтоб в Одноклассники не ходила  играть лишний раз, напрягают они меня...
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

 


© Copyright 2011-2018 koshka38.ru