Особое детство Иркутска

Диагнозы, вопросы лечения, реабилитации, социализации, образования. => Аутизм => Тема начата: vika от 14 Октября 2014, 00:29:49

Название: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 14 Октября 2014, 00:29:49
 http://outfund.ru/kak-nauchit-obshheniyu-neverbalnogo-rebenka/ (http://outfund.ru/kak-nauchit-obshheniyu-neverbalnogo-rebenka/)
По ссылке: Описание основных и наиболее эффективных подходов к развитию речи у невербальных детей с аутизмом:
1) Вербальный поведенческий подход
2) Логопедия
3) Язык жестов
4) Коммуникационная система обмена изображениями (PECS)
5) Вспомогательные коммуникационные устройства
6) Языковое погружение
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 14 Октября 2014, 00:53:43
Личный опыт. Аутизм и альтернативная коммуникация: о чем я хотела бы узнать гораздо раньше
Факты об альтернативной коммуникации, описанные матерью детей с аутизмом.
http://outfund.ru/autizm-i-alternativnaya-kommunikaciya-o-chem-ya-xotela-by-uznat-gorazdo-ranshe/ (http://outfund.ru/autizm-i-alternativnaya-kommunikaciya-o-chem-ya-xotela-by-uznat-gorazdo-ranshe/)
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Sasha от 14 Октября 2014, 10:23:24
Вика! тебе как практику пора передавать опыт, у тебя столько наработок!!!
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 15 Октября 2014, 08:31:17
Вика, скажи, ты с одной карточки начинала или нет? И что это было - карточка с изображением поощрения (типа, чипсов)? Я не совсем могу определиться с чего начать, мне кажется ВСЁ важным. Может, я что-то пропустила из книги по ПЕКС.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 15 Октября 2014, 12:29:08
Начинала с одной карточки. Кажется это конфета была. Тут неважно ЧТО на карточке, главное, чтобы это что-то, что ребенку очень хочется. Весь смысл, чтобы ребенок понял, что может попросить карточкой. Положила на стол перед Настей карточку, а чуть подальше, но в её поле зрения, конфету. Моя Настя достаточно быстро сообразила. Единственное, что на 1 этапе нужен помощник, которого у меня не было, пришлось самой выкручиваться. И давать карточку, и её руку подталкивать и т.д. Но всё равно сработало.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 15 Октября 2014, 12:36:11
Вика, судя по тому, что у вас с Тимой произошло и в пятницу и в субботу,  вы уже начали.  Или это антинаучный подход?

У меня теперь проблема:  невнимательно смотрит при выборе карточки. Т.к. появилась карточка "купить колбасы", Даша ее несет как первую попавшуюся при просьбе отрезать  с вчерашнего вечера. (((   Вчера слышала, как муж  поправлял, сегодня мне пришлось   опять  объяснять, что они - разные.  (((
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 15 Октября 2014, 21:34:41
Сейчас сразу охвачу и Викино и Ладино (звучит забавно "Ладино") сообщения.
Значит я правильно начала. Решила взять карточку "Компьютер", так как у нас это самое часто пользуемое и желаемое занятие. Поощрение - как следствие - принес карточку - подошла к компу, помогла запустить мультики из папки (с интернета сам запускает). Вот сегодня день на это ушел. И только к вечеру - принес карточку. Но я ее поставила прямо на ноут, показываю пальцем "неси карточку", принес, сделала что хотел.
Теперь Лада. С туалетом это у нас был эксперимент на лету. Туалет сложно поймать. Это надо находится в позе низкого старта и карточка где-то тут же должна быть. Хоть к унитазу прикрепляй)) И еще: вот этот же вопрос на будущее меня ОЧЕНЬ ВОЛНУЕТ. Я вижу, что он прекрасно понимают суть просьбы "принеси" и начинает таскать всё, что под руку попадется. Мы сегодня с папой поржали, принес даже швабру и ведро из ванной. А вот когда карточка будет не одна, не будет ли путаться? Я думаю будет, по занятиям с карточками сужу, попросишь корову, вот знает же где корова, но выдаст карточку совсем другую :umnik2:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: nika от 15 Октября 2014, 22:06:44
мы в Усадьбе с этого года тоже начали водить карточки, начинаем всегда с того что очень желаемо и хочется- у нас это карточки конфета и пить( есть у меня один любитель-водохлеб) кроме того , важно, чтобы карточки были в зоне досягаемости. Мы повесили магнитную доску возле кухни, а к карточкам приклеили магниты, в итоге ребенок приходит просить и меняет карточнку на желаемое
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 15 Октября 2014, 22:13:46
У нас нужно следить, чтобы карточка не превратилась в игрушку. Повесить где-то нужные карточки просто так я не могу. У них вырастут ноги :) Поэтому пока что все в папке складированы. Думаю, делать их в альбом или нет, пока вводятся единично? :umnik2:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 16 Октября 2014, 02:53:07
Вика, к тебе несколько вопросов и ответов:
1. Где находится карточка "Компьютер". Если где-то совсем рядом с тобой и с компом одновременно, то это первый этап.  Если куда-то надо за ней сходить, а потом куда-то принести тебе, то это второй этап. И если вы освоили 2 этапа за 1 день, то вы - молодцы!
2. К вопросу о "путаться в карточках". Не беги вперед паровоза. На этот случай в данной системе коммуникации есть третий этап : "Различение карточек", в том числе различение между изображением предпочитаемого предмета и отвлекающим изображением.  Когда у него будет 2 карточки, например: "Компьютер" и "Носки", придется напрячься и выбрать именно "компьютер", а иначе получит носки. После нескольких полученных пар носочно-чулочных изделий проблема выбора, думаю, будет решена. Пока с этим не торопись. А корова ему ваша, ну совсем неинтересна, вот он и не напрягается с её выбором, хотя и знает что это за зверь.
3. Моя Настя регулярно приделывает карточкам ноги, хотя они и в альбоме лежат, это ей совсем не мешает. Потом я их собираю по дому, либо, если не найду - делаю снова.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 16 Октября 2014, 07:52:01
 :crazy: Карточка "Компьютер" лежит рядом с компом и пока я не напрягаю его, чтобы он мне ее приносил куда-то в другую комнату. Я дойду почти до ноута и тогда прошу карточку. Он пока не поймет, конечно, принесет снова швабру с ведром.
С этапами поняла - спасибо огромное, в книге я на этом не акцентировалась, но я ее и читаю то по строчке в неделю. Надо уже засесть по-человечески и прочесть, но ведь всегда находятся более важные дела по дому )))
С коровой и носками прекрасные примеры, я смеялась :crazy:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 16 Октября 2014, 07:56:17
Вика, твои дети хорошо соотносят желаемый предмет с изображением на карточке? И если да, то, когда они научились это делать? И сколько карточек вы сейчас в обороте активном используете?
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 16 Октября 2014, 11:35:38
мы в Усадьбе с этого года тоже начали водить карточки, начинаем всегда с того что очень желаемо и хочется- у нас это карточки конфета и пить( есть у меня один любитель-водохлеб) кроме того , важно, чтобы карточки были в зоне досягаемости. Мы повесили магнитную доску возле кухни, а к карточкам приклеили магниты, в итоге ребенок приходит просить и меняет карточнку на желаемое

 :good2: :good2: :good2:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 16 Октября 2014, 11:45:42
Теперь Лада. С туалетом это у нас был эксперимент на лету. Туалет сложно поймать. Это надо находится в позе низкого старта и карточка где-то тут же должна быть. Хоть к унитазу прикрепляй))

А мы все живем  "на лету", наблюдая, пытаясь "поймать момент". А иначе вообще ничего не выйдет. С прикрепление карточки к унитазу не соглашусь.  По нему и так понятно, что он - унитаз. + Тима это уже соотнес, уже понял. Соотнесение  и навык показывать карточку либо выполнять просьбу по карточке - это разные вещи.  Но карточка должна быть в доступе, это точно!

И еще: вот этот же вопрос на будущее меня ОЧЕНЬ ВОЛНУЕТ. Я вижу, что он прекрасно понимают суть просьбы "принеси" и начинает таскать всё, что под руку попадется. Мы сегодня с папой поржали, принес даже швабру и ведро из ванной. А вот когда карточка будет не одна, не будет ли путаться? Я думаю будет, по занятиям с карточками сужу, попросишь корову, вот знает же где корова, но выдаст карточку совсем другую :umnik2:

На просьбу "принеси"  у меня и без карточек проблема стоит с 2010 года, с той поры, когда начала приносить что-либо по просьбе.  Первым приносимым предметом была кухонная тряпочка - Даха очень брезгливая, а на тот момент была еще и не аккуратная. Поэтому тряпка была важной и "пошла"  в дело  принесения быстро.  И вот съехать с этой тряпки было очень трудно,  потом на просьбу принести что-то другое очень часто приносилась эта  тряпка... (((  Мои выводы  по Даше:
1. Ничего не путает, она не путает предметы (карточек у нас тогда не было)
2. Не слушает часто дальше слова "принеси"  и идет что-то нести по шаблону последних действий. И сейчас бывает, останавливаем, объясняем:  обычно надобность в предмете зависит  от ситуации.
3. Честно не знает, что нужно принести. А мы не знаем, что не знает.

Еще, Вика (которая Владимировна), а ты не недооцениваешь Тиму?
Или не разделяешь понимание и действие?

Ну, вы меня того, одергивайте, я антинаучна в этом именно плане, я больше по поведению. )))
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 16 Октября 2014, 11:52:01
Вчера был момент.   Когда мы с Викторией (Викторовной  :) )  говорили по телефону,  Даха играла ракетками со всеми неприменимыми для этого предметами, а я пыталась ее энергию все-таки на воланчки  направить.  Это - тема для отдельного разговора. По конкретной ситуации: я разговариваю по телефону, Даха пытается пульнуть ракеткой пластмассового пеликана, я прошу взять воланчик все-таки  и говорю, что вон же он, за ногой у Дахи на полу лежит.... сказала я это, говорю дальше по телефону, а сердце сжалось: не поймет, а знает ли как он называется, этот воланчик, ну и т.д....  встает со стула, оборачивается в указанном направлении, берет воланчик...

Это я все к тому, а почему мы наших детей настолько рефлекторно недооцениваем???
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 16 Октября 2014, 12:07:19
Еще, читаю вас и хожу с утра гоняю мысли:  а почему передо мной  не вставала проблема соотнесения?  Долго тупила. Дошло. Потому что вы занялись более сложными и абстрактными карточками и серьезно занялись, а я фотки искала, точно отражающие реальность.
И, второй момент, попутно поняла, что муж прав,  нам все-таки поздно идти на такую коммуникацию,  раньше бы, многие моменты пошли бы легче. (((
Это у меня параллельные мысли сегодня:  зачем мне карточки сейчас. Ведь карточку "Кафе" я просила напечатать не потому, что не понимает слово кафе.  Плюс,  говорит  сама  с июня, когда сильно хочет пойти.   Мне эта карточка нужна  для невнимательных Даш, которые не слушают, куда мы конкретно идем.
Как пример, есть другие.
Есть мысли и  о том, почему ребенок не мог произнести "колбаса", хотя  давно кричит отцу в трубку "купить киндер...уприз", ну это, наверное, уже для тех, кто исследует  эти нарушения...

Сейчас вот у меня проблема конкретных действий, похоже "сползать"  нужно с карточки на слово, а как, пока не знаю.

Все, поехали мы.  :65d3785gif:

Позже постараюсь  дописать.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 17 Октября 2014, 01:41:47
Ух, сколько сообщений за день. Теперь по порядку:
1. Про книгу. Лично я целиком не читала. Потому как пока тебе этап не понадобится,  в голове всё равно не отложится. Мне кажется, что лучше читать по этапам. Этап прочитала, освоили, затем следующий.
2.
Вика, твои дети хорошо соотносят желаемый предмет с изображением на карточке? И если да, то, когда они научились это делать? И сколько карточек вы сейчас в обороте активном используете?
Я когда делаю карточки, то ищу изображение в интернете. Стараюсь, чтобы были максимально похожи, но это лично мой бзик, к потребностям детей отношения не имеет. Настя умеет читать, это во-первых, а во-вторых, она - "символьный" ребенок. Поэтому внимание на карточке она обращает в первую очередь именно на текст, а они у меня все подписаны (кроме воды - в какой-то момент её это слово раздражать начало). Мне кажется, что если я изображу корову и напишу под ней "конфета", Настя её расценит именно как конфету.
А вообще, где-то в лекции Марины Азимовой слышала, что начинать надо с очень похожего изображения, а потом доходить до вполне себе приблизительного, чтобы ребенок соотносил изображение не только с конфетой, изображенной на карточке, а вообще с конфетами.
Карточек у Насти в  обороте на данный момент  очень мало, потому как за 11 лет безречевой жизни Настя уже научилась решать проблему "Просьбы" тем, что идет и сама делает то, что нужно. Карточки только там, где добраться до желаемого не может. А так: из питания - холодильник под рукой, еду сама себе сможет положить в тарелку, если готовая стоит на плите, морсик тоже себе сама соорудит, из занятий - планшет сама возьмет, карандаши и альбом тоже ( а если нет их в поле зрения, значит будет без них жить). То есть очень мало вещей, которые её ну оочень сильно интересуют и которые можно убрать из доступа. Пока работаем над этим.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 17 Октября 2014, 01:46:54
мы в Усадьбе с этого года тоже начали водить карточки, начинаем всегда с того что очень желаемо и хочется- у нас это карточки конфета и пить( есть у меня один любитель-водохлеб) кроме того , важно, чтобы карточки были в зоне досягаемости. Мы повесили магнитную доску возле кухни, а к карточкам приклеили магниты, в итоге ребенок приходит просить и меняет карточнку на желаемое
Это круто, это здорово! Молодцы! Так держать! Вещь реально очень нужная.  :good2:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 17 Октября 2014, 02:00:17
Это у меня параллельные мысли сегодня:  зачем мне карточки сейчас. Ведь карточку "Кафе" я просила напечатать не потому, что не понимает слово кафе.  Плюс,  говорит  сама  с июня, когда сильно хочет пойти.   Мне эта карточка нужна  для невнимательных Даш, которые не слушают, куда мы конкретно идем.
Мне лично история про "Кафе" напоминает визуальное расписание (очень важная вещь для аутистов, но всё никак доделать не могу  :( ). Зрительно восприятие у них лучше, чем слуховое, в разы, поэтому всё что можно надо максимально визуально подкреплять. Может на картинку в какие-то моменты понимание лучше идёт, а может я и не права. А по поводу "колбасы" может просто речь таким образом появляется, по известной только ей схеме, и скоро придёт и это слово, тогда карточка отпадёт, за ненадобностью.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 17 Октября 2014, 02:42:56
Книги по альтернативной коммуникации:
1.Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. — СПб, 2014. — 240 с. — 978-5-9903711-3-2.

(http://s57.radikal.ru/i156/1410/a4/b02329da81c7.jpg) (http://www.radikal.ru)

(http://s020.radikal.ru/i701/1410/d3/33743876914a.jpg) (http://www.radikal.ru)

2.Течнер Стивен фон, Мартинсен Харальд
Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. — М. : Теревинф, 2014 — 432 с. — 978-5-4212-0194-6.

(http://s009.radikal.ru/i310/1410/e7/5d2977afe8a9.jpg) (http://www.radikal.ru)

подробнее здесь: http://caritas-edu.ru/biblio/izdaniya-ssh-karitas/item/435-prezentatsiya-dvukh-novykh-knig-6-10-14 (http://caritas-edu.ru/biblio/izdaniya-ssh-karitas/item/435-prezentatsiya-dvukh-novykh-knig-6-10-14)
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 17 Октября 2014, 02:54:05
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек  (PECS). Что такое карточки PECS: http://deti38.ru/index.php?topic=1410.msg18816#msg18816 (http://deti38.ru/index.php?topic=1410.msg18816#msg18816)
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 17 Октября 2014, 03:14:31
Книга о коммуникации с помощью карточек (PECS).

(http://s017.radikal.ru/i441/1304/e0/5d47c570fdfc.jpg)

Аннотация к книге "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)"

Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно - PECS) была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Теоретическая основа системы сочетает в себе принципы прикладного анализа поведения, представления о нормальном языковом и речевом развитии, а также методические разработки в области дополнительной и альтернативной коммуникации.
В книге представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Руководство начинается с описания принципа пирамиды в обучении, на основе которого разработаны все занятия PECS. Описание каждого из шести этапов обучения целенаправленному общению включает обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы и образцы таблиц для записи данных. Авторы подробно останавливаются на том, как можно внедрить программу в повседневную жизнь учащегося в любой обстановке. В обширном приложении помещены диагностические листы и таблицы для учета данных, оценки подкреплений и планирования общения, которые удобно копировать и использовать в работе.

Это как раз та книга, о которой постоянно идёт речь в обсуждении.
Лично моё мнение: книга очень и очень подробная, больше "раскладывать по полочкам" уже совсем нечего. Наверное этим она и удобна родителям, которые не имеют специального образования. Помимо подробных этапов описаны и возможные сложности и проблемы. Вот только в связи с тем, что все аутисты очень и очень разные, на все вопросы точно нет ответа. Опять же эта система не только для аутистов, она универсальна и подойдёт очень многим безречевым детям.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 17 Октября 2014, 09:41:06
Ну, Вик, заброслала литературкой "на лето"  :crazy: Спасибо, надо всё смотреть пытаться. Вот у тебя их двое, плюс дом со всеми делами, плюс муж, плюс сама ты - ТЫ КОГДА ВСЁ ЭТО ЧИТАЕШЬ? )))))
По последней книге - согласна. Каждая мелочь прописана. Можно найти ответ на всякий вопрос волнующий, главное - сидеть читать, искать. Я ее заказывала прямо с доставкой на дом.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 17 Октября 2014, 13:14:22
А я всё и не успеваю читать. Из вышеперечисленных здесь книг две первые только вышли, у меня их вообще нет. По последней: я честно начала читать про всякие там пирамиды, потом надоело, перелистнула страницы на 1 этап, уже оттуда и читала. Еще очень много книг по аутизму и АВА лежит. Читаю кусками: здесь немножко, там маленько. Некоторые даже не начала. Всё как у всех, ничего сверхъестественного.  :yes3:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 17 Октября 2014, 22:04:26
 :mosking:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 18 Октября 2014, 00:56:56
Как сделать книгу PECS самостоятельно.
 Опыт одной мамы ( не мой). Мне понравилось, просто и понятно. Я такую же сделала.
http://anna-asima.livejournal.com/154510.html (http://anna-asima.livejournal.com/154510.html)
Единственное добавлю. Там липучка самоклеящаяся какая-то дорогущая представлена, не пугайтесь. Я покупала в магазине тканей, рублей  40-45 за метр. Отрежут сколько надо. Покупать лучше именно с клееной стороной (она портьерной, кажется, называется), чем без клея. Потому как если промазывать клеем самостоятельно, почему-то очень быстро отлетает.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 18 Октября 2014, 01:03:20
10 самых распространенных ошибок при обучении ребенка пользоваться карточками PECS:
1.Страх
2.Закрепление "не коммуникативных" действий.
3.Слишком быстрый переход к этапу различения карточек.
4.Ограниченная среда обучения.
5.Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях.
6.Закрепление неправильной цепочки поведения.
7.Зависимость от подсказок.
8.Требование речевых реакций в процессе использования карточек.
9.Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек.
10.Обучение не по протоколу.

Подробнее здесь: http://autism-aba.blogspot.ru/2012/06/pecs-mistakes.html (http://autism-aba.blogspot.ru/2012/06/pecs-mistakes.html)
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 18 Октября 2014, 11:48:33
Вика, спасибо за подробные советы. Надо всё внимательно мне прочесть и посмотреть. Я уже допустила ошибку, когда тороплюсь, а Тима канючит включить мульт, просто бегу и заряжаю ему и затем там по своим делам домашним. То есть, с одной ошибки, у него сразу желание отбило давать мне карточку. И пока действительно приходится эту самую карточку сначала в его руки положить, а затем просить "Дай". Визуально акцентировать, иначе дает всё, что видит.
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 19 Октября 2014, 19:11:55
Вика (Владимировна )))  ), помнишь я говорила, что мы с тобой  феерически лоханулись  с  Дахиными неразрезанными карточками, которые увидел Тима?  Но сформулировать  не могла, что так в принципе нельзя.

Воть:

https://www.facebook.com/groups/cpaut/permalink/880215151990289/ (https://www.facebook.com/groups/cpaut/permalink/880215151990289/)
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 20 Октября 2014, 18:56:59
Прочла ))) Нет, у меня все  разрезанные. Сейчас уже интересное началось: думаю, где же карточка то с изображением "компьютера"??? А он ее прятать стал... От меня. Чтобы не доставала. И что теперь делать ? )) Ну вырезала еще пару таких же картинок. Теперь это выглядит у нас так: идет с просьбой, я лезу на шка-а-аф, чтобы достать ему ка-а-арточку, вкладываю в руку ему и предлагаю отдать мне, добавляя к этому слово "включи".
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 20 Октября 2014, 18:59:10
Прочла ))) Нет, у меня все  разрезанные.

Я только тот конкретный  случай имела ввиду.  :blush:
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 20 Октября 2014, 19:02:44
Понятно :)
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 12 Ноября 2014, 16:52:37
Какая штука:

http://understandme.su/ (http://understandme.su/)

(приложение платное)
Название: Re: Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 21 Ноября 2014, 21:27:41
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ЛИТЕРАТУРЫ, ВИДЕО, КАРТОЧКИ, ПИКТОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ)
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/12/29/alternativnaya-kommunikatsiya-tematicheskie (http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/12/29/alternativnaya-kommunikatsiya-tematicheskie)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 27 Ноября 2014, 10:11:32

Фото опубликовано Indie Tiersen (@indie_tiersen)

Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 28 Ноября 2014, 15:08:55
Что-то я вот этой карточкой загорелась. Буду делать:


Шкала громкости голоса (http://www.abarussia.ru/2013-02-13-03-19-23/vizualnye-materialy-dlya-raboty-s-patsientom-2/105-strategii-korrektsii-nepriemlemogo-povedeniya/201-shkala-gromkosti-golosa.html)

Для нас это архиважно

Прямо сейчас буду делать. А потом буду думать, как конкретно научить пользоваться.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 28 Ноября 2014, 15:11:20
Девы, а вот такой вещью пользуетесь?

Визуальная разговорная линия PECS «Я хочу»
(http://www.abarussia.ru/2013-02-13-03-19-23/vizualnye-materialy-dlya-raboty-s-patsientom-2/106-vizualnye-kartochki-pecs/191-vizualnaya-razgovornaya-liniya-pecs-ya-khochu.html)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 28 Ноября 2014, 19:41:19
Девы, а вот такой вещью пользуетесь?

Визуальная разговорная линия PECS «Я хочу»
(http://www.abarussia.ru/2013-02-13-03-19-23/vizualnye-materialy-dlya-raboty-s-patsientom-2/106-vizualnye-kartochki-pecs/191-vizualnaya-razgovornaya-liniya-pecs-ya-khochu.html)
Это неотъемлемая часть обучению PECS. После отдельных карточек обязательно идет составление фразы с карточкой "Я хочу". Единственная разница, что она тут уже стоит постоянно, а по классической методике её надо каждый раз доставать из альбома и прикреплять. Как вариант облегченного привыкания к фразам это очень даже удобно.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 28 Ноября 2014, 19:53:47
Поняла!  Спасибо!

Мы-то только по самым проблемным поведенческим моментам и в качестве визуального расписания. 

Карточка про голос не идет. Жесткое отрицание этой карточки (хотя все сразу поняла).
Как когда я говорю "нельзя", а Даха говорит "зя!"  :mosking:  Кричала тут с конструктором, самозабвенно, уши закрывала и кричала. Я карточку показываю, Даха ее отбирает, уносит очень быстро и ставит на место.  А кричать вроде как можно, т.к. карточки у меня в руках  нет.  :dash2:
Единственное, пока бегала от карточки избавляться, кричать перестала так громко, забыла.  :mosking:

Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 28 Ноября 2014, 19:59:49
 :kolobki204:

Даша когда вчера  в поликлинике  с планшетом играла, выполняла мои просьбы уменьшить звук у игр. Без всяких карточек. Возмущалась, но звук убавляла.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 30 Ноября 2014, 21:45:21
Единственное, пока бегала от карточки избавляться, кричать перестала так громко, забыла.  :mosking:

Нет худа без добра :mosking:
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 30 Ноября 2014, 21:49:06
Я тоже пока не рискую вводить карточки со словами. И тоже опять же проблемные моменты охватываем и визуальные. Хотя, думаю, он уже готов. Показала в WORD как написать знакомые слова. Смотрит на экран внимательно, а на клавиатуру - нет. Не соотносит сознательно удар по клавише-букве и появления буквы на мониторе. Навык нужен тут. Думаю через это подводить его к знакомству визуальному к печатному тексту, чтобы потом начать карточки вводить.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 30 Ноября 2014, 21:53:50
Вика, а почему ты не думаешь о глобальном чтении? Они же могут по буквам и не воспринимать. Они - наши звезды. )))
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 30 Ноября 2014, 22:20:22
Вика, а почему ты не думаешь о глобальном чтении? Они же могут по буквам и не воспринимать. Они - наши звезды. )))
Согласна с Ладой. Некоторые аутисты воспринимают текст не буквами, а словами. А некоторые потом читают не словами, не даже предложениями, а страницами. Почему не попробуешь словами учить?
К примеру: карточка дом и слово дом, карточка компьютер и слово компьютер и т.д.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 01 Декабря 2014, 08:07:04
Я со словами и знакомлю:) Это я просто пример привела того, как я приучаю визуально к тексту. Чтобы для ребенка это не было "пустой" картинкой. Алфавит мы и не учим - берем только гласные на карточках с рисунком, чтобы тренировать речевой аппарат, и в банку их поём :) Так веселее, так они лучше выходят:)
Конкретно по глобальному чтению я правда и не заморачивалась еще. Мне кажется нам еще рановато на это напирать, пусть еще годик подрастет, я и так мучаюсь мыслью, что много его кочегарю. Мне бы еще книги, Лада, твои дочитать (хотя бы). Да и с ПЕКС чтобы продвижение не падало. А потои уж и до чтения дойдем. Наверное...  :mosking:
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 01 Декабря 2014, 08:08:19
Лада, у меня к тебе тот же вопрос ))) - учишь Дашу чтению?
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 01 Декабря 2014, 09:53:10
Учить - учу. )))  Но т.к.  у нас траблы с  "отдачей"  и вообще пожизненное партизанство  (даже ходить начала тайком): умеет или не умеет   читать, я не знаю. Доказательств ни в этом ни в обратном у меня нет.
Умеет набирать на компьютере, с удовольствием под мою диктовку набирает личные сообщения в Одноклассниках, умеет писать печатными буквами, переписывать слова. С текстами сложнее, переписывает, но очень медленно (я в темке по обучению осенью  выкладывала фотки).
Полностью самостоятельно сидит в интернете. Нам разрешается подходить и прикасаться к Дахиному  компу только в 3-х случаях 1. Он завис 2. Отвалился интернет 3. Нет электричества и нужно Даху оттуда выманивать/занимать там же, но чем-то другим во избежание вселенской катастрофы.
Но, я  понимаю, что сейчас в сети можно передвигаться и находить то, что нужно,  и не умея читать и читая глобально. Достаточно знать, что "игры" - это игры, в целом, слово; набор знаков обозначающий игры. Что Даша читает все-таки глобально, впервые предположила Надежда Васильевна после нескольких занятий в прошлом году.
Серафима Николаевна рассказывала, что проверяла Дашу на чтение индивидуально, тоже в прошлом году  - отдачи нет.
Это объективно.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 01 Декабря 2014, 09:55:19
Когда на прошлой неделе ездили на ПМПК привыкать - минут 20 там  карточки переписывала (у нас это - цикленность и успокоение).
Потом в кафе попали в очередь к кассе (я попала)))  ):

Карточки как мамино спасение... #аутизм #иркутск #кафе

Фото опубликовано Кошка38 Иркутск (@koshka38irk)

Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 01 Декабря 2014, 09:58:41
Вот здесь есть видео, как с аутизоном занимались, пока - освоили только задание по поиску в сети (пазлы все не считаю, она их просто "на раз"  собрала), Даша набирала сама (из методички), это самый первый наш поиск по заданию, мой жуткий тормозенок:
http://deti38.ru/index.php?topic=1745.0 (http://deti38.ru/index.php?topic=1745.0)

А умеет читать или нет - не знаю. Такова жизнь...
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 01 Декабря 2014, 12:45:40
Вика, я читать учила своих в 6 лет. Не потому, что уже время подошло. А потому, что это действо их очень сильно привлекало. Девочкам их возраста нравится в куклы играть, а они вместо кукл играли со словами, Саша с карточками глобального чтения, Настя с карточками слов, разрезанных на слоги. Была очень большая цикленность, стереотип, поэтому и читать научили. А раз им это понравилось, через чтение выучили окружающий мир, в очень большом объеме. До чтения пытались учить как обычных детей: это кошка, это собака, было бесполезно. Теперь могу сказать точно, что читают не механически, а понимают, что эти слова обозначают. Осталось приучить книжки по-человечески читать, с прочтением всего подряд, а не выискивать отдельные интересные слова.
Еще вспомнила, когда Саша раньше просыпалась среди ночи и истерила, чтобы её успокоить у нас всегда была на готове пачка карточек со словами. Смешно, но успокаивалась мгновенно. Садилась посреди ночи, листала карточки, приставала ко мне с особо интересными, но уже не орала.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 01 Декабря 2014, 23:09:06
Я пока не наблюдаю интереса какого-то к карточкам. Конструирование - вот его цикленность. Дома, машины, фигурки людей. Цифры ( в последнее время появилось). Вот и думаю - рано нам начинать. Можно у Лады дома попробовать дать ему Дашины карточки и посмотреть (или убедиться) пойдет, нет.
Пока пошло дело с альбомом - тьфу-тьфу. Точно могу сказать, он понимает, что нужно сделать действие в альбоме, чтобы что-то получить. А вот с карточками путается. Выпрашивая конфету, может налепить карточку "чтение" или "гулять". Работать придется с этим рутинно. Как и ожидалось. Все они у нас разные..., дети наши.  И могу еще сказать, наш во многом такой, как Даша -  обратной связи нет. Или Очень мало, по крупицам. Недостаточно для основания уверенно насчет его возможностей что-то утверждать однозначно... Тоже предполагать можем только...
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 05 Января 2015, 13:50:03
Поведенческий подход к развитию речевых навыков у детей с аутизмом.
Использование системы альтернативной коммуникации PECS
(на основании данных клинического примера)

http://aba-samara.info/wp-content/uploads/2014/02/ABA.pdf (http://aba-samara.info/wp-content/uploads/2014/02/ABA.pdf)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 19 Января 2015, 22:09:06

6 популярных заблуждений о системе коммуникации PECS

http://specialtranslations.ru/6-common-misconceptions-of-pecs/ (http://specialtranslations.ru/6-common-misconceptions-of-pecs/)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 20 Января 2015, 14:23:40
В прошлую пятницу. Простите за подробности
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.
Тут же аккуратный стук в дверь и в щелку просовывается карточка по поводу едьбы.
В такие моменты теряю дар речи. Как с числами.
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 02 Марта 2015, 13:00:48

Тимофей. РАС. Иркутск. Живем и учимся. Про PECS

http://autism38.ru/timofej-ras-irkutsk-zhivem-i-uchimsya/ (http://autism38.ru/timofej-ras-irkutsk-zhivem-i-uchimsya/)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Вишенка от 07 Марта 2015, 20:27:06
Прочла твое предыдущее сообщение со спойлером. Улыбнулась. Где-то оно мне уже попадалось.
Иногда хочется всех домочадцев перевести на альтернативную коммуникацию карточками. Я бы не против иногда посидеть в тишине:)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 07 Марта 2015, 20:42:08
После того, что я на днях ребенку купила.... я тоже мечтаю о тишине.  :girl_pinkglassesf:
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 07 Апреля 2015, 07:18:46
Основы системы альтернативной коммуникации PECS (методические материалы Е.Б. Жестковой) from Обыкновенное чудо (Natural Wonder)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 07 Апреля 2015, 07:19:55
Практические советы по изготовлению карточек и книги PECS (методические материалы Е.Б. Жестковой) from Обыкновенное чудо (Natural Wonder)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 10 Апреля 2015, 14:40:40

Фото опубликовано Ekaterina Velikaya (@devochka_vichenka)

Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 10 Апреля 2015, 14:41:30

Фото опубликовано Ekaterina Velikaya (@devochka_vichenka)

Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 19 Апреля 2015, 01:22:40
Десять причин использовать систему PECS при аутизме

Специальный педагог о преимуществах системы коммуникации PECS для невербальных детей с аутизмом

http://outfund.ru/desyat-prichin-ispolzovat-sistemu-pecs-pri-autizme/ (http://outfund.ru/desyat-prichin-ispolzovat-sistemu-pecs-pri-autizme/)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 27 Апреля 2015, 14:40:41
Ассоциация Комплексной Коррекционной Помощи

Карточки и пособия (возможно, что эта ссылка у нас уже есть)

http://www.corhelp.ru/category/poleznye-materialy/dlya-osobyh-detej/ (http://www.corhelp.ru/category/poleznye-materialy/dlya-osobyh-detej/)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: vika от 08 Июня 2015, 00:31:04
Для родителей. которые сомневаются: вводить PECS или нет:

https://www.facebook.com/groups/autismparentsandpro/permalink/381389848731503/ (https://www.facebook.com/groups/autismparentsandpro/permalink/381389848731503/)
Название: Re: Аутизм. Альтернативная коммуникация
Отправлено: Кошка от 05 Сентября 2016, 22:18:19

Наш новый новый альбом с новыми новыми словами:) #pecs #autismspectrumdisorder #Makar

Фото опубликовано Nadya Belevich (@nebelevich)