Автор Тема: Марьяна СОКОЛОВА: "Мы хотим получить систему сопровождения, а не систему ....  (Прочитано 1919 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кошка

  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12770
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  


В Пскове мы провели несколько проектов.

История жизни нынешнего большого проекта, который продолжается, началась с истории одной семьи. Андрей Царев, папа Екатерины, которой в этом году исполняется 25 лет.
У Кати очень тяжелая генетическая патология.
И, начиная с начала 90-х годов, на уровне младшего дошкольного возраста папа еще на что-то надеялся, но ближе к школьному возрасту он начал понимать, что школьные двери для его ребенка закрыты, как и любой помощи для этого ребенка, потому что единственной альтернативой, которая ему предлагалась, были интернаты социальной защиты.
Так как с этим он согласиться не мог, он стал искать какие-то решения. Судьба подарила ему возможность встречи с представителем английской церкви в Германии, который сотрудничал с нашей церковью. Через год приехали немецкие коллеги и начали строительство центра лечебной педагогики совместно с администрацией города. Теперь это государственное образовательное учреждение, куда дети приезжают каждый день, куда их родители провожают, потом встречают.
 

Комплекс центра лечебной педагогики находится в зеленой зоне, на берегу реки. Создается ощущение изолированности, но там есть свои плюсы, связанные со здоровьесберегающими технологиями.

Ну, о том, что нам предлагает система государственный учреждений, долго рассказывать не буду. Врачи видят только клинический диагноз ребенка, но не дают прогноз развития личности, рекомендуя, как правило, школы-интернаты. Семье помощи на начало 90-х годов не было никакой для этой категории ребят, для любых ребят со сложной структурой нарушений. Поэтому была поставлена задача - выстроить систему сопровождения лиц с нарушениями развития, сопровождения до конца жизни. Очевидно, что первый шаг – это технология раннего вмешательства, начиная с момента рождения и до трех лет. Такая служба в Пскове есть, и она есть и на уровне города, и на уровне области.
Комплекс центра лечебной педагогики находится в зеленой зоне, на берегу реки. Создается ощущение изолированности, но там есть свои плюсы, связанные со здоровьесберегающими технологиями. За зданием находится замечательная лесопарковая зона вдоль реки. Область отдала центру лечебной педагогики 10 гектаров леса, там находятся различные рекреации для проведения реабилитационных занятий с ребятами. Ребята сложные. Есть ребята, которые вообще без постороннего сопровождения не двигаются, есть ребята со сложной формой ДЦП.
После центра лечебной педагогики были построены мастерские, строились они на немецкие деньги и деньги, привлеченные за счет грантов, но потом их достраивала область, она в это вложила 20 млн рублей.
 

Производственные мастерские предполагают различные виды труда, учитывая возможности человека. В мастерских работают выпускники коррекционных школ...

Следующим шагом после занятости стало сопровождение проживания, потому что это самый большой родительский страх, как будет жить ребенок, если останется один. У нас два таких случая в Пскове случилось, буквально за последние два года. Первый случай произошел в сентябре прошлого года. У девочки умерла мама, девочка осталась совсем одна. И второй момент у нас был накануне Нового года. Семнадцатилетняя ученица центра лечебной педагогики не появилась на новогодней елке. После Нового года стали звонить, никто не поднимал трубку, девочка жила с мамой. Потом вскрыли двери, у девочки есть старшая сестра, которая не могла дозвониться домой, и приехала из Москвы, а дома обнаружили совершенно истощенную девочку рядом с умершей матерью. И мы понимаем, что факт смерти произошел недели за две до того, как была вскрыта дверь, просто девочка не реагировала на звонки, не поднимала трубку. Поэтому необходимо сопровождать семьи, чтобы предупредить такие истории. Вторым вопросом является решение правовых вопросов, связанных с наследством.
Производственные мастерские предполагают различные виды труда, учитывая возможности человека. В мастерских работают выпускники коррекционных школ 8 вида, молодые люди с сохранным интеллектом, ребята и взрослые с физическими нарушениями. Есть тренировочное отделение, где люди выбирают приемлемые и интересные для них виды труда. Это растениеводство, деревообработка, изготовление свечей, изготовление игрушек, швейное отделение, упаковочная, прачечная. Ребята создают швейные изделия, которые потом легко реализуются на рынке, делают различные упаковки и т.д. Прачечная имеет современное оборудование, ребята принимают заказы из города и обслуживают сами себя. Еще есть отделение реализации продукции.
Теперь об учебном проживании. Я была координатором этого проекта. Он проводился в трех регионах – Владимир, Москва, Псков. В каждом из регионов, исходя из ресурсных, культурологических и иных особенностей, обкатывалась своя модель. Модели работают везде, но по-разному. Во Владимире уже появились квартиры для постоянного проживания. В Москве работают учебные квартиры, планируется создание загородного поселения. В Москве, я думаю, надо было включать в жилищную программу обеспечение социальным жильем с конкретной службой сопровождения на дому. Это возможно, если все грамотно подготовить.
 

В учебной квартире есть две спальни, общая гостиная, адаптированный санузел, хорошая большая кухня с балконами. Квартира находится на первом этаже обычного жилого дома.

Суть учебной квартиры заключается в том, что туда приглашаются молодые люди – две девушки и два молодых человека. В учебной квартире есть две спальни, общая гостиная, адаптированный санузел, хорошая большая кухня с балконами. Квартира находится на первом этаже обычного жилого дома. Ребята приглашаются на проживание в учебную квартиру на 5 месяцев, первые три месяца на субботу и воскресенье они возвращаются домой, продолжают общаться с родителями, а последние два месяца они стараются оставаться в учебной квартире и на выходные. Каждое утро они встают, отправляются на работу, вечером они возвращаются в квартиру, где общаются, обсуждают решение бытовых вопросов, учатся стирать, готовить, делать уборку. Как ни странно, но ребята очень сложно принимали то, что называется досуговой деятельностью, потому что им трудно представить, чем они могут заниматься вне квартиры. После этого ребята получают свидетельство об окончании курса обучения по самостоятельному проживанию. Проживают в учебной квартире ребята по договору, договор мы заключаем с родителями или самим молодым человеком, если он дееспособен. Для организации сопровождения проживания необходимо решение вопросов правовой базы. Необходимо подумать об организации предоставления данной услуги.
Мы "разбиваем" сопровождение на несколько уровней – постоянное, регулярное, разовое и т.д., в зависимости от потребностей молодого человека. На одного человека, проживающего в учебной квартире, получается около 23 тысяч в месяц. Во взрослом интернате в Пскове сумма затрат на одного человека в месяц составляет около 40 тысяч, в Москве – от 80 до 100 тысяч, если я не ошибаюсь. Но здесь ребята живут в обычном доме, они заняты в мастерских, у них есть свой театр.
Ребята за работу в мастерских зарплату не получают, так как понятие зарплаты за произведение ребятами продукта пока отсутствует. Скажем так, они получают некий финансовый бонус, но в будущем планируется внести изменения в плане оплаты труда ребят, которые работают в мастерских. Кроме того, в мастерских ребята обедают за счет государства.
Какую бы мы не оказывали услугу в будущем, жизнь такого ребенка будет качественной тогда, когда прилагается внебюджетное усилие в виде волонтерского труда, грантов, которые получает работающая общественная организация.
Вот дом, который они в Пскове почти выстроили. Инициатива – это родители, немецкие партнеры, администрация Пскова. Все началось в 1992-м году, за это время выстроили центр социальной адаптации, помимо всего прочего, общественная организация "Я и ты", Псковский региональный общественный фонд поддержки инвалидов - это как бы примыкающие негосударственные учреждения, ранняя помощь, дошкольное воспитание, обучение детей и подростков в центре лечебной педагогики, школа 8 вида, организация занятости, проживания – все это называется сопровождение как система.
 

Для меня было очевидно, что очень часто наши усилия тратятся на изобретение неэффективных велосипедов.

В 2006-м году в рамках вот этих проектов была создана Межрегиональная ассоциация, которую я представляю. Через месяц мы будем называться "Равные возможности", вообще у нас такое длинное название "Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии".
Отделения у нас открыты во Владимире, Грозном, Иркутске, Калининграде, Москве, Махачкале, Нальчике, Нижнем Новгороде, в Новосибирске сейчас открываем отделение, в Петрозаводске уже есть отделение, в Пскове штаб-квартира, в Санкт-Петербурге будет отделение.
В Москве очень сложно выстраивать системные подходы, системные решения, поэтому мы активно работаем с регионами.
По поводу ассоциации – это очень важно. В чем идея создания ассоциации? Я, как модератор в этой проектной деятельности, оцениваю ситуацию как третья сторона. Для меня было очевидно, что очень часто наши усилия тратятся на изобретение неэффективных велосипедов.


Источник
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

 

© Copyright 2011-2019 koshka38.ru