Автор Тема: Аутизм. Альтернативная коммуникация  (Прочитано 18491 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

16 Октябрь 2014, 12:07:19
Ответ #15
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12628
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Еще, читаю вас и хожу с утра гоняю мысли:  а почему передо мной  не вставала проблема соотнесения?  Долго тупила. Дошло. Потому что вы занялись более сложными и абстрактными карточками и серьезно занялись, а я фотки искала, точно отражающие реальность.
И, второй момент, попутно поняла, что муж прав,  нам все-таки поздно идти на такую коммуникацию,  раньше бы, многие моменты пошли бы легче. (((
Это у меня параллельные мысли сегодня:  зачем мне карточки сейчас. Ведь карточку "Кафе" я просила напечатать не потому, что не понимает слово кафе.  Плюс,  говорит  сама  с июня, когда сильно хочет пойти.   Мне эта карточка нужна  для невнимательных Даш, которые не слушают, куда мы конкретно идем.
Как пример, есть другие.
Есть мысли и  о том, почему ребенок не мог произнести "колбаса", хотя  давно кричит отцу в трубку "купить киндер...уприз", ну это, наверное, уже для тех, кто исследует  эти нарушения...

Сейчас вот у меня проблема конкретных действий, похоже "сползать"  нужно с карточки на слово, а как, пока не знаю.

Все, поехали мы.  :65d3785gif:

Позже постараюсь  дописать.
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

17 Октябрь 2014, 01:41:47
Ответ #16
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Ух, сколько сообщений за день. Теперь по порядку:
1. Про книгу. Лично я целиком не читала. Потому как пока тебе этап не понадобится,  в голове всё равно не отложится. Мне кажется, что лучше читать по этапам. Этап прочитала, освоили, затем следующий.
2.
Вика, твои дети хорошо соотносят желаемый предмет с изображением на карточке? И если да, то, когда они научились это делать? И сколько карточек вы сейчас в обороте активном используете?
Я когда делаю карточки, то ищу изображение в интернете. Стараюсь, чтобы были максимально похожи, но это лично мой бзик, к потребностям детей отношения не имеет. Настя умеет читать, это во-первых, а во-вторых, она - "символьный" ребенок. Поэтому внимание на карточке она обращает в первую очередь именно на текст, а они у меня все подписаны (кроме воды - в какой-то момент её это слово раздражать начало). Мне кажется, что если я изображу корову и напишу под ней "конфета", Настя её расценит именно как конфету.
А вообще, где-то в лекции Марины Азимовой слышала, что начинать надо с очень похожего изображения, а потом доходить до вполне себе приблизительного, чтобы ребенок соотносил изображение не только с конфетой, изображенной на карточке, а вообще с конфетами.
Карточек у Насти в  обороте на данный момент  очень мало, потому как за 11 лет безречевой жизни Настя уже научилась решать проблему "Просьбы" тем, что идет и сама делает то, что нужно. Карточки только там, где добраться до желаемого не может. А так: из питания - холодильник под рукой, еду сама себе сможет положить в тарелку, если готовая стоит на плите, морсик тоже себе сама соорудит, из занятий - планшет сама возьмет, карандаши и альбом тоже ( а если нет их в поле зрения, значит будет без них жить). То есть очень мало вещей, которые её ну оочень сильно интересуют и которые можно убрать из доступа. Пока работаем над этим.

17 Октябрь 2014, 01:46:54
Ответ #17
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
мы в Усадьбе с этого года тоже начали водить карточки, начинаем всегда с того что очень желаемо и хочется- у нас это карточки конфета и пить( есть у меня один любитель-водохлеб) кроме того , важно, чтобы карточки были в зоне досягаемости. Мы повесили магнитную доску возле кухни, а к карточкам приклеили магниты, в итоге ребенок приходит просить и меняет карточнку на желаемое
Это круто, это здорово! Молодцы! Так держать! Вещь реально очень нужная.  :good2:

17 Октябрь 2014, 02:00:17
Ответ #18
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Это у меня параллельные мысли сегодня:  зачем мне карточки сейчас. Ведь карточку "Кафе" я просила напечатать не потому, что не понимает слово кафе.  Плюс,  говорит  сама  с июня, когда сильно хочет пойти.   Мне эта карточка нужна  для невнимательных Даш, которые не слушают, куда мы конкретно идем.
Мне лично история про "Кафе" напоминает визуальное расписание (очень важная вещь для аутистов, но всё никак доделать не могу  :( ). Зрительно восприятие у них лучше, чем слуховое, в разы, поэтому всё что можно надо максимально визуально подкреплять. Может на картинку в какие-то моменты понимание лучше идёт, а может я и не права. А по поводу "колбасы" может просто речь таким образом появляется, по известной только ей схеме, и скоро придёт и это слово, тогда карточка отпадёт, за ненадобностью.

17 Октябрь 2014, 02:42:56
Ответ #19
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Книги по альтернативной коммуникации:
1.Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. — СПб, 2014. — 240 с. — 978-5-9903711-3-2.





2.Течнер Стивен фон, Мартинсен Харальд
Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. — М. : Теревинф, 2014 — 432 с. — 978-5-4212-0194-6.



подробнее здесь: http://caritas-edu.ru/biblio/izdaniya-ssh-karitas/item/435-prezentatsiya-dvukh-novykh-knig-6-10-14

17 Октябрь 2014, 02:54:05
Ответ #20
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек  (PECS). Что такое карточки PECS: http://deti38.ru/index.php?topic=1410.msg18816#msg18816

17 Октябрь 2014, 03:14:31
Ответ #21
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Книга о коммуникации с помощью карточек (PECS).



Аннотация к книге "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)"

Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно - PECS) была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Теоретическая основа системы сочетает в себе принципы прикладного анализа поведения, представления о нормальном языковом и речевом развитии, а также методические разработки в области дополнительной и альтернативной коммуникации.
В книге представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Руководство начинается с описания принципа пирамиды в обучении, на основе которого разработаны все занятия PECS. Описание каждого из шести этапов обучения целенаправленному общению включает обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы и образцы таблиц для записи данных. Авторы подробно останавливаются на том, как можно внедрить программу в повседневную жизнь учащегося в любой обстановке. В обширном приложении помещены диагностические листы и таблицы для учета данных, оценки подкреплений и планирования общения, которые удобно копировать и использовать в работе.

Это как раз та книга, о которой постоянно идёт речь в обсуждении.
Лично моё мнение: книга очень и очень подробная, больше "раскладывать по полочкам" уже совсем нечего. Наверное этим она и удобна родителям, которые не имеют специального образования. Помимо подробных этапов описаны и возможные сложности и проблемы. Вот только в связи с тем, что все аутисты очень и очень разные, на все вопросы точно нет ответа. Опять же эта система не только для аутистов, она универсальна и подойдёт очень многим безречевым детям.

17 Октябрь 2014, 09:41:06
Ответ #22
  • Житель форума
  • Активный форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Тимофей , 17.10.2008
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Ну, Вик, заброслала литературкой "на лето"  :crazy: Спасибо, надо всё смотреть пытаться. Вот у тебя их двое, плюс дом со всеми делами, плюс муж, плюс сама ты - ТЫ КОГДА ВСЁ ЭТО ЧИТАЕШЬ? )))))
По последней книге - согласна. Каждая мелочь прописана. Можно найти ответ на всякий вопрос волнующий, главное - сидеть читать, искать. Я ее заказывала прямо с доставкой на дом.
Когда я танцую, я живу (с)

17 Октябрь 2014, 13:14:22
Ответ #23
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
А я всё и не успеваю читать. Из вышеперечисленных здесь книг две первые только вышли, у меня их вообще нет. По последней: я честно начала читать про всякие там пирамиды, потом надоело, перелистнула страницы на 1 этап, уже оттуда и читала. Еще очень много книг по аутизму и АВА лежит. Читаю кусками: здесь немножко, там маленько. Некоторые даже не начала. Всё как у всех, ничего сверхъестественного.  :yes3:

17 Октябрь 2014, 22:04:26
Ответ #24
  • Житель форума
  • Активный форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Тимофей , 17.10.2008
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Когда я танцую, я живу (с)

18 Октябрь 2014, 00:56:56
Ответ #25
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Как сделать книгу PECS самостоятельно.
 Опыт одной мамы ( не мой). Мне понравилось, просто и понятно. Я такую же сделала.
http://anna-asima.livejournal.com/154510.html
Единственное добавлю. Там липучка самоклеящаяся какая-то дорогущая представлена, не пугайтесь. Я покупала в магазине тканей, рублей  40-45 за метр. Отрежут сколько надо. Покупать лучше именно с клееной стороной (она портьерной, кажется, называется), чем без клея. Потому как если промазывать клеем самостоятельно, почему-то очень быстро отлетает.

18 Октябрь 2014, 01:03:20
Ответ #26
  • Модератор
  • Наш человек
  • ***
  • Сообщений: 904
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Саша и Настя
  • Награды:
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
10 самых распространенных ошибок при обучении ребенка пользоваться карточками PECS:
1.Страх
2.Закрепление "не коммуникативных" действий.
3.Слишком быстрый переход к этапу различения карточек.
4.Ограниченная среда обучения.
5.Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях.
6.Закрепление неправильной цепочки поведения.
7.Зависимость от подсказок.
8.Требование речевых реакций в процессе использования карточек.
9.Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек.
10.Обучение не по протоколу.

Подробнее здесь: http://autism-aba.blogspot.ru/2012/06/pecs-mistakes.html

18 Октябрь 2014, 11:48:33
Ответ #27
  • Житель форума
  • Активный форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Тимофей , 17.10.2008
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Вика, спасибо за подробные советы. Надо всё внимательно мне прочесть и посмотреть. Я уже допустила ошибку, когда тороплюсь, а Тима канючит включить мульт, просто бегу и заряжаю ему и затем там по своим делам домашним. То есть, с одной ошибки, у него сразу желание отбило давать мне карточку. И пока действительно приходится эту самую карточку сначала в его руки положить, а затем просить "Дай". Визуально акцентировать, иначе дает всё, что видит.
Когда я танцую, я живу (с)

19 Октябрь 2014, 19:11:55
Ответ #28
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12628
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
Вика (Владимировна )))  ), помнишь я говорила, что мы с тобой  феерически лоханулись  с  Дахиными неразрезанными карточками, которые увидел Тима?  Но сформулировать  не могла, что так в принципе нельзя.

Воть:

https://www.facebook.com/groups/cpaut/permalink/880215151990289/
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

20 Октябрь 2014, 18:56:59
Ответ #29
  • Житель форума
  • Активный форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 448
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Тимофей , 17.10.2008
  • Настоящее имя: Виктория
  • Организация:
Прочла ))) Нет, у меня все  разрезанные. Сейчас уже интересное началось: думаю, где же карточка то с изображением "компьютера"??? А он ее прятать стал... От меня. Чтобы не доставала. И что теперь делать ? )) Ну вырезала еще пару таких же картинок. Теперь это выглядит у нас так: идет с просьбой, я лезу на шка-а-аф, чтобы достать ему ка-а-арточку, вкладываю в руку ему и предлагаю отдать мне, добавляя к этому слово "включи".
Когда я танцую, я живу (с)

 


© Copyright 2011-2018 koshka38.ru