Автор Тема: Развитие речи, вызывание, стимулирование речи  (Прочитано 19086 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

20 Декабрь 2011, 20:55:16
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Что же важно для возникновения речи?

Невербальное общение (мимика, жесты, язык тела) – первый показатель мотивации ребенка, его желания общаться. Ребенку важно захотеть говорить.
Ваш ребенок хочет говорить?

Восприятие и понимание речи. Ваш ребенок понимает речь?

Слух, особенно фонематический слух – основа развития речи (звуковой и смысловой сторон).

Начните с неречевых звуков, научите ребенка на слух различать  кастрлю и деревянные ложки.


Умения подражать. Подражание – основа обучения и развития ребенка. Подражание движениям губ, языка, щек – основа звукопроизношения.

Нанните с пассивной артикуляционной гимнастики.
Можно сделать легкий массаж мимических мышц и органов артикуляции, естественно, когда ваш малыш находиться в хорошем расположении духа – легонько погладить, пощипать лобик, щечки, носогубные складки, губы ребенка.


Дыхание.  Артикуляция и звукопроизношение тесно связаны с дыханием.
Правильное дыхание, речевой выдох делают речь плавной, мелодичной, чистой.
Сначала пойте гласные. И обязательно работайте над дыханием. Будет выдох-будет речь.
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

20 Декабрь 2011, 20:58:52
Ответ #1
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Задержка речи может являться результатом основных нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

Способность к нормальному общению связана с множеством неврологических аспектов. К примеру, у ребенка есть проблемы слуха с восприятием информации, и он не может понять, откуда звуки исходят, либо попросту их путает. Естественно, данные нарушения окажут влияние не только на понимание ребенком других людей, но и на выразительность его собственной речи.

Проблемы тактильного или проприоцептивного восприятия могут сказаться на развитии орально-моторных навыков. Использование языка, губ и других органов, принимающих участие в артикуляции, - это один из самых сложных навыков, особенно для ребенка, который только учится говорить.

Помимо этого, у детей с сенсорными нарушениями отмечается мышечная гипотония. Это означает, что мышцы челюсти, щек, языка и губ развиты достаточно слабо. Проблемы, связанные с осязанием, также могут помешать способности ребенка к нормальной артикуляции, и, как следствие, развивается задержка речевого развития.

http://www.si-speech.ru/3/post/2011/12/73.html
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

15 Январь 2012, 22:26:00
Ответ #2
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Сюсюкание с ребенком: да или нет?

На какой мамский форум ни зайди – почти везде обсуждают проблему, нужно сюсюкать с ребенком или нет. Чаще склоняются к тому, что нет, не нужно. Мол, говорить лучше на обычном языке, старательно избегая детских неологизмов. Последние де - верный путь к логопедическим проблемам. И вообще... Особенно часто жалуются на бабушек, которые якобы «перебарщивают» с таким общением.

Между тем, ученые уверены в том, что бабушки, которые говорят на так называемом baby talk, как раз ведут себя правильно. С малышом до 2 (по некоторым данным, до 4) лет можно и нужно говорить на особом языке! Более того, только очень старательная женщина может заставить себя побороть природный инстинкт и говорить с крохой, как со взрослым. Бабушкины «Ути, мой сладенький» и «Ну что, накушался, да?» - как бы не резали они вам слух - вполне естественны. Говоря так с дитятей, женщины старшего поколения вносят ценный вклад в формирование детской речи, психики и личности, в целом.



Сюсюкают все!

Удивительно, что все люди (независимо от того, какой язык их родной) на инстинктивном уровне стараются говорить с маленькими детьми иначе, не так, как друг с другом. Такая речь называется по-английски baby talk.

Конечно, слова baby talk, используемые в разных языках, отличаются. Но это уже филологические нюансы, а, по сути, феномен использования особой лексики и интонации при обращении к неговорящему ребенку есть во всех без исключения языках мира!

Одним из первых исследований, доказавших это, была работа Грэга Брайанта и Кларка Баррета из университета Калифорнии (результаты ее были опубликованы в 2007 году в Psychological Science). Они записывали отдельно голоса женщин, обращавшихся сначала к детям, а потом к взрослым. Затем записи давали послушать жителям эквадорской деревни, которые практически безошибочно определяли, кому именно была адресована речь (хотя смысл они не понимали).

Говоря с детьми, люди по всему миру искажают отдельные слова, становятся более многословными, говорят громче и пытаются с помощью уточнений как бы имитировать диалог с малышом.

Такая речь – форма игры, которая готовит неговорящего ребенка к общению с другими людьми. Поэтому утверждение о вреде сюсюкания равносильно тезису о вреде, например, ролевой игры.

Материнский мозг – другой: рождение ребенка делает женщину экстравертом

В мозге молодой матери особенно активно работают участки, ответственные за речь. Ее организм словно специально готовится к тому, чтобы общаться с малышом на совершенно ином уровне. К такому выводу в 2010 году пришли ученые, сопоставившие процессы работы мозга у бездетных мужчин и женщин и родителей, чьи дети еще не разговаривают. Для контроля в эксперименте также участвовали мамы и папы говорящих дошкольников.

Кроме того, оказалось, что в организме молодых мам активизируется выработка веществ, считающиеся «ответственными» за черты, которые свойственны экстравертам.

Авторы исследования предположили, что Природа таким образом сама заботиться о том, чтобы между мамой и малышом установился контакт. Изменения происходят на тонкой нейронном уровне, так что сама мать порой не замечает, что говорит с ребенком с элементами сюсюкания.

Baby talk: если ли толк?

Любопытные данные приводит американский исследователь Эрик Тиссен (исследование проводилось в 2005 году). Он продемонстрировал, что сюсюканье не только невредно и нравится детям, но еще и полезно для раннего развития.

В ходе проведенных Тиссеном экспериментов обнаружилось, что дети, с которыми время от времени сюсюкают, быстрее учат слова родного языка.

8-месячным малышам давали в течение 2 минут послушать быструю речь, состоящую из незнакомых слов. Те дети, которым включали запись с элементами baby talk, запоминали новые слова быстрее, чем те, кто слушал обычный взрослый монолог.

Эта уникальная особенность восприятия помогает запоминать слова иностранного языка, именно поэтому считается, что дети более способны к схватыванию чужой лексики, чем взрослые. Мультфильмы, песенки, диалоги в детских передачах для изучения иностранному языку, часто включают в себя нарочитые (иногда раздражающие взрослых) элементы baby talk. Однако, если включать ребенку обычные аудиозаписи, детского преимущества в запоминании новых слов может и не оказаться.

Откуда взялся миф о вреде сюсюканья?

Если ученые столь единодушны, почему тогда многие мамы (и не только в России!) твердо убеждены, что baby talk – прямой путь к логопедическим проблемам, речевым ошибкам и даже задержкам речевого развития?

Оказывается, большое влияние на умы до сих пор имеет книга философа и поэта Б. Ф. Скиннера, полагавшего, что любое обучение и развитие происходит только в результате некоего позитивного воздействия. Эта теория долгое время господствовала в педагогике, в том числе – в преподавании иностранного языка. Сейчас от этой концепции практически полностью отказались: современные исследователи исходят из того, что люди учат язык легко и естественно; в норме ребенок, погруженный в языковую среду, осваивает устную речь даже при отсутствии специального педагогического влияния извне.

Идеи Скиннера в области языковой педагогики начали критиковать довольно давно: даже современники считали, что его работе в этой области не хватает экспериментальных подтверждений. 

Интересные факты

Baby talk на страже семейных традиций. Сюсюканье – эффективный способ передачи своеобразных «филологических» традиций. Во время такого общения с детьми часто возникают свои, особые словечки, не понятные другим людям, даже носителям того же языка. Это поддерживает общность и ощущение единства между членами одной семьи.
О чем говорят мужчины ...с детьми? Женщины и мужчины сюсюкают по-разному. В целом, женщины более способны к общению с детьми. Это доказывает и исследование мозга молодых матерей, о котором говорилось выше (у мужчин указанного изменений в отделах мозга, ответственных за речь, не происходит).Кроме того, проанализировав мужчин и женщин, филологи обнаружили, что представители сильного пола больше склонны уделять «обучать», объяснять, расширять представления об окружающем мире (даже когда речь идет о монологе, обращенном к совсем еще малышам). Женщины больше внимания уделяют форме речи, а не ее содержанию. Мужские фразы, в среднем, длиннее, чем женские. Кроме того, есть исследования, указывающие, что мамы говорят более внятно и отчетливо. Для женщины главное – говорить, звучать, для мужчины – объяснять и сообщать.
Чем "мужские" стихи для детей лучше "женских"? За счет своей тяги к объяснениям, мужчины сочиняют более интересные стихи для детей. Женщины, пишущие детские стихи, чаще используют стереотипы. Новизне идей они предпочитают легкость формы. Проще говоря, им лишь бы складно посюсюкать. Авторы-мужчины, наоборот, тяготеют к оригинальным сравнениям. Автор статьи «в детской литературе» Т. О. Гаврилова в числе других произведений для детей сравнила стихотворные азбуки, написанные женщиной и мужчиной, на предмет выбора иллюстраций к каждой букве. У женщины максимум экзотики – крокодил, у мужчины есть и страус, и стриж, и даже утконос (причем стихотворение описывает не привычные ассоциации, а происхождение животного).
Источники:
Т. О. Гаврилова. Амплификация как принцип построения текста на baby talk.
T. О. Гаврилова. Baby talk  в детской литературе: к проблеме стереотипа (на материале литературных бестиариев)
http://www.sciencedaily.com/releases/2005/03/050329143741.htm
http://www.sciencedaily.com/releases/2007/08/070821112326.htm
http://www.psychologytoday.com/blog/child-myths/200909/more-talking-about-baby-talk
http://teechconsult.typepad.com/kids/2010/08/brain-research-on-the-importance-of-baby-talkmotherese.html

Источник http://ermolaeva-o.livejournal.com/77700.html
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

15 Январь 2012, 22:35:17
Ответ #3
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск
Нужно мне собраться с мыслями и всё здесь внимательно прочитать..... Сколько не читаю, не могу понять, ОТКУДА, возникакт речь у моего ребенка, чувствую, а понять - не могу, сформулировать не могу! :dash1:
 :kolobki204: у нас с вчерашнего дня есть кукла Дуся, Даше понравилось это имя, позавчера я спросила у Даши, кто эта Дуся, которую она называет, Даша сказала "не няю" (не знаю). А вчера у нас появилась маленькая тряпичная кукла в Дашином вкусе, кот. Даша согласилась с удовольствием называть Дусей.  :smil18gif:

15 Январь 2012, 22:38:53
Ответ #4
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Автор статьи:
 Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образовании.

Книгу Ольги Евгеньевны можно скачать по этой сслыке
http://www.si-speech.ru/1051108010901077108810721090109110881072.html

Этапы работы с ребенком длятся в жесткой последовательности, которую нельзя нарушать. Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.

Книга не заменит консультации и занятий со специалистом. Диагноз - не приговор, диагноз, — успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.

Словарь для справок:


Коррекция - исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.

Ранняя коррекция - система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимых в период раннего детства (до 3 дет).

Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки.

В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер. Здесь представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь.

Для каких категорий детей можно применять предлагаемые методы?

Это дети раннего возраста (от рождения до трех дет).

Это дети после 3 лет,имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют безречевые дети. Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты- Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.

Лепетные слова - слова, состоящие из одного - трех одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление маетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13)

Звукоподражания -слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи пи (мышка), би-би (машина) и др. Подобные звуки подражания характерны для речи детей на начальных «этапах» становлении речи (примерно до 1.5-2 лет).

Вокализация — протяжное произнесение гласных звуков или звучание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до I года).

В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальных законам не проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и корректировать несфоромиванные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов. Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложны к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей.

Как формируется речь

1. Интонирует крики(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2. Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1.5-3 мес.
3. Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, на состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "e;нянькин язык"e;: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав) 8 мес- 1 год 2 мес.
5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд 1год 6 мес - 2 года 2 мес.
6. Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1,9 года - 2,6 года.
7. Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др) 2,4 года - 3,6 года.
8. Словотворчество (Ребенок "e;сочиняет"e; свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2,6 года - 3,5 года.
9. Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2,6 года - 3,6 года.

Подождите волноваться!
Может быть, ваш ребенок всею лишь исключение из правила, подтверждающее это правило'
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.
- Когда ребенок слышит просьбу "e;Повтори"e; или "e;Скажи это еще раз"e;, он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам, за помощью "самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "e;Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "e;скажи"e; и "e;повтори"e; хотя бы на первое время.


Занятия надо начинать как можно раньше

Необходимо подчеркнуть, что здесь и далее мы будем рассказывать о детях с сохранными двигательными функциями нормальным физическом слухом, у которых отмечается задержка темпов речевою развитии. Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появится первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Как помочь ребенку?
Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом. Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом этапе. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяется индивидуально в соответствии с возможностями детей.

Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности;
- формирование имитационных способностей.
Словарь для справок:

Мотивация – побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.
Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.

В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям. Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.


Ссылки
Материалы из книги Грибовой О.Е.
http://www.si-speech.ru/3/category/4f8272a850/1.html
Работа по этапам: http://www.si-speech.ru/3/category/56a9c0186d/1.html
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

15 Январь 2012, 22:39:39
Ответ #5
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 2138
    • Просмотр профиля
    • Особое детство Иркутска
  • Город: Иркутск
Еще,  :kolobki204: , Андрей Викторович,  с вашего сайта с первой страницы "автоматом" поставила ссылку в блоге форума на ваш сайт
http://dety38.livejournal.com/13368.html

Киньте мне, пожалуйста, где-нибудь в личку, какие теги туда добавить? :)

За флуд  в теме меня сильно не бейте!  :blush:

18 Январь 2012, 22:54:04
Ответ #6
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Как дети учатся говорить? Примерно в шестимесячном возрасте неразборчивые звуки начинают превращаться в слоги того языка, на котором говорят вокруг ребёнка, а к году обычно выучивается первое слово. Долгое время исследователи полагали, что ведущую роль в этом процессе играет слух младенца. Считается, что малыш лучше всего запоминает звуки напевной, ритмичной речи. Известно также, что младенцы слушают речь других, пристально глядя в лицо: они как бы считывают дополнительные эмоциональные смыслы слышимых звуков. Они смотрят в глаза говорящему, совмещая вербальное общение с невербальным. Но малыши выучиваются языку не только на слух и не только следя за выражением глаз другого человека. Учёные из Флоридского Атлантического университета (США) показали, что важнейшую роль в становлении речи играет чтение по губам.

Для исследования было отобрано 180 детей в возрасте 4, 6, 8, 10 и 12 месяцев. Все они принадлежали к англоязычной языковой среде. В ходе эксперимента детям показывали видеозапись, на которой женщина обращалась к ним на английском или испанском языке. Специальное устройство позволяло отслеживать при этом направление и длительность взгляда ребёнка.

Когда четырёхмесячные слышали английскую речь, они смотрели преимущественно на глаза говорящей. Шестимесячные делили внимание между глазами и губами. Восьми- и десятимесячные малыши смотрели преимущественно на рот, а годовалые вновь переключали внимание на глаза. Это можно объяснить следующим образом: у шестимесячных младенцев начинает проявляться способность контролировать своё внимание, и они уже не просто смотрят на источник шума, но могут выделить конкретный объект - рот говорящего. Впрочем, когда дети слышали чужой для них испанский язык, то и в год они продолжали следить за движениями губ. Им явно требовалась дополнительная информация, чтобы расшифровать незнакомые звуки.

Полученные данные могут объяснить, например, почему иностранные языки лучше всего выучиваются, если человек с младенчества рос в двуязычной среде: в раннем детстве мозг постигает речь более комплексно, информация о языке идёт по нескольким каналам. Кроме того, исследования формирования речевых навыков могут многое сказать о созревании мозга. Возможно, некоторые психоневрологические расстройства вроде аутизма происходят оттого, что обучение речи в раннем возрасте протекало не совсем нормально: ребёнок мог, к примеру, учить родной язык преимущественно на слух, не сопоставляя слышимые звуки с движениями губ.

Читать полностью: http://www.orthodox.od.ua/main/8747-mladency-uchatsya-govorit-chitaya-po-gubam.html#ixzz1jozi3GIY
« Последнее редактирование: 18 Январь 2012, 22:57:39 от Andreygenybr »
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

24 Октябрь 2012, 17:10:38
Ответ #7
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Основные направления коррекционно-педагогической работы в доречевом периоде
 

- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

- развитие зрительного и слухового восприятия;

- развитие эмоциональных реакций;

- развитие движений руки и действий с предметами;

- формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

- развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

I доречевом уровне развития, является стимуляция голосовых реакций.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

- вокализация выдоха;

- развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;

- стимуляция голосовых реакций;

- развитие зрительной фиксации и прослеживания;

- выработка слухового сосредоточения;

- нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.

Занятия с детьми проводятся индивидуально, как до кормления, так и после него. Во время занятий ребенок находится в положении «рефлексо-запрещающей позиции». Длительность занятия 7-10 минут. На занятиях должна присутствовать мать и обучаться приемам коррекционно-педагогической работы, с тем чтобы в течение дня продолжать заниматься со своим ребенком.

Основной, задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

II доречевом уровне развития, является стимуляция гуления.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

- увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;

- развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;

- формирование умения локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;

- развитие хватательной функции рук.

Занятия, проводимые в этот период, носят индивидуальный характер, по длительности не превышают 10-15 минут. Они проводятся в специально оборудованном светлом и теплом кабинете, изолированном от посторонних шумов. Во время занятия ребенок находится в адекватной для него позе «рефлексо-запрещающей позиции». Для занятия используются часы бодрствования ребенка до кормления или после него. В течение дня с ребенком должна заниматься мать по плану, составленному логопедом. (Это требование также следует учитывать при проведении занятий с детьми III и IV уровня доречевого развития.)

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

III доречевом уровне развития, является стимуляция интонированного голосового общения и лепета.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

- нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

- выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

- стимуляция лепета;

- формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

- выработка зрительных дифференцировок;

- стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;

- выработка акустической установки на звуки и голос;

- развитие слуховых дифференцировок;

- формирование подготовительных этапов понимания речи.

Логопедические занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 20 минут. Занятия проходят в логопедическом кабинете, оснащенном специальной мебелью и набором необходимых игрушек. В зависимости от своих двигательных возможностей во время занятия ребенок находится на пеленальнике, в специальном стуле или кресле, то есть в позе, адекватной возможностям данного ребенка.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

IV уровне доречевого развития, является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

- увеличение силы и длительности выдоха;

- стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;

- развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;

- формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете. Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в котором минимально проявлялись бы патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки, стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии.

Нередко ребенок во время занятий усаживается в резиновый надувной круг соответствующего диаметра, в котором его поза приближается к эмбриональной.

Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25-30 минут. В силу того, что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению самого ребенка к выполнению задания.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста
М.: АСТ: Астрель, 2007.Стр. 114
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

24 Октябрь 2012, 19:04:08
Ответ #8
  • Администратор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 12628
  • Пол: Женский
  • +7 964 350 69 46
    • Просмотр профиля
  • Город: Иркутск
  • Детки: Даша
  • Настоящее имя: Лада
  • Организация:  
О, Андрей Викторович! Рады вам!  :good2: :good2: :good2:
Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё.    Э.М. Ремарк

25 Октябрь 2012, 13:20:58
Ответ #9
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
О, Андрей Викторович! Рады вам!  :good2: :good2: :good2:

Спасибо.

Система психолого-логопедического обследования детей с детским церебральным параличом в возрасте двух-трех лет
 

Предлагаемая система логопедического обследования ребенка с ДЦП предусматривает балльную оценку состояния внеречевой и речевой деятельности ребенка на момент первичного обследования. Данная система обследования функций позволяет количественно и качественно оценить положительную динамику в процессе коррекционной работы.

Разработана балльная оценка следующих показателей в развитии ребенка с ПЭП и ДЦП, включающая 27 параметров.

1. Общая моторика

2. Возможности кистей и пальцев рук

3. Навыки самообслуживания

4. Контакт

5. Эмоциональная сфера

6. Средства общения

7. Понимание обращенной речи

8. Уровень понимания речи

9. Понимание жестов и мимики

10. Использование мимики и жестов

11. Уровень развития деятельности

12. Запас знаний об окружающем

13. Зрительное восприятие

14. Слуховое восприятие

15. Пространственные представления

16. Развитие познавательной активности

17. Внимание

18. Характеристика собственной речи

19. Словарь

20. Грамматический строй

21. Слоговая структура

22. Фонетический строй

23. Фонематический слух

24. Артикуляционный аппарат: наличие патологической симптоматики

25. Артикуляционный аппарат: особенности моторики

26. Мелодико-интонационная сторона речи. Просодия

27. Разборчивость речи

Использованы критерии оценок, где балл 3 - норма формирования функции; балл 2 - недостаточное формирование функции; балл 1 - патологические особенности формирования функции; балл 0 - отсутствие функции.

В результате обследования ребенка можно обобщить результаты и представить профиль развития всех исследуемых функций ребенка с ПЭП или ДЦП в возрасте до трех лет в виде графика, где будет отражаться структура дефекта. На графике будут показаны наиболее сохранные функции. Это позволяет правильно спланировать коррекционную работу, определить ее содержание, а при повторном обследовании оценить эффективность коррекционных мероприятий.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста
М.: АСТ: Астрель, 2007.Стр. 159
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

14 Ноябрь 2012, 14:44:55
Ответ #10
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Советы родителям, чьи дети говорят предложениями
Если ваш ребенок говорит предложениями, состоящими из нескольких слов, то эти советы для вас.
1.   Дайте своему ребенку шанс начать разговор с вами.
За обедом молча подождите, пока ребенок покажет или скажет вам что-нибудь.  Затем прокомментируйте с интересом   то, что он сказал или сделал. Например, если ребенок говорит, что ему не нравится еда, спросите почему и начните разговор о том, что нравится вам и что ему. Если ребенок комментирует ваши действия, скажите что-нибудь в ответ, а затем снова подождите его реакции. Начинать разговор – это очень важное социальное умение, которое нужно поощрять у маленьких детей.

2.   Используйте повседневные дела для поощрения обмена репликами.
Языку обучаются во время обмена репликами в ежедневных делах. Важно убедиться, что вашему ребенку дан шанс сказать хотя бы 2-3 реплики до того, как разговор закончится. Дети могут многому научиться из разговоров о ежедневных событиях.  Позвольте ребенку помочь вам разобрать пакеты с покупками, загрузить стиральную машину или использовать пластиковый нож, чтобы разрезать фрукт. Поощряйте беседу, разговаривая о том, что вы и ваш ребенок делаете и как им образом это связано с членами семьи. Например, разрезая фрукт, поговорите о том, насколько он вкусный, по мнению ребенка, у каких фруктов есть косточки, а у каких нет, какие фрукты любят члены вашей семьи и т.д.

http://www.si-speech.ru/3/post/2012/11/177.html
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

12 Декабрь 2012, 13:20:46
Ответ #11
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Вербальная диспраксия

Пэм Уильямс – главный терапевт по речи и языку, Центр слуха и речи Нуффилда, Королевский национальный госпиталь горла, носа и уха, Лондон.

Дети  с вербальной диспраксией испытывают трудности в создании и координации точных движений, необходимых для четкого речепроизводства, и пока нет свидетельства о поражении нервов или мышц.  Они испытывают трудности в произнесении отдельных звуков речи и в установлении последовательности звуков в словах. В результате их речь часто непонятна даже членам семьи.

Нарушение речи является преобладающим показателем, но дети с вербальной диспраксией могут также иметь оро-моторную диспраксию, влияющую на их способность делать и координировать движения гортани, губ, языка и нёба, и/или общую диспраксию, влияющую на крупную и мелкую моторику.

В Великобритании предпочтительным является термин вербальная диспраксия развития, тем не менее, иногда упоминается  как артикуляционная диспраксия, а в США обычно используется термин апраксия речи. 

Специалисты по речи и языку обычно диагностируют вербальную диспраксию, ссылаясь на контрольный список характерных признаков и выявляя группу симптомов.

Характерные черты включают в  себя:

Характеристики речи:

·        Ограниченный набор согласных и гласных звуков в речи

·        Чрезмерное использование одного звука (любимая артикуляция)

·        Искажение гласных

·        Непоследовательное производство

·        Нарушение в установлении последовательности в словах, особенно по мере увеличения длины фраз

·        Ошибки в опускании и замене -  могут случаться идиосинкратические замены

·        Гортанные вставки и замены

·        Голосовые трудности, влияющие на громкость, долготу, высоту, качество

·        Трудности с резонансом, влияющие на общий тон речи

·        Просодические трудности, влияющие на темп, ритм, ударение, интонацию

·        Непонятность речи

Сопутствующие характеристики:

·        Семейная история речи, языка или трудностей с  грамотностью

·        Задержка языкового развития – экспрессивная сторона речи обычно более затронута, чем рецептивная

·        Задержка развития ранних речевых навыков, например, лепетания

·        Трудности с кормлением

·        Оральная диспраксия, влияющая на движения гортани, губ, языка и нёба

·        Общая диспраксия развития, влияющая на крупную и мелкую моторику

·        Трудности с грамотность, влияющие на чтение, правописание и письмо

·        Медленный прогресс в терапии

·        Трудности с грамотностью при сопутствующих характеристиках

Вербальная диспраксия описывается как развертывающееся и изменяющееся состояние. Набор испытываемых проблем «разворачивается» по мере прогресса ребенка и по мере увеличения требований, возложенных на него. В результате, представление ребенка с вербальной диспраксией различается в зависимости от возраста и стадии развития. К сожалению, это усложняет постановку диагноза.

http://www.dyspraxiafoundation.org.uk/downloads/Developmental_Verbal_Dyspraxia.pdf
Перевод Анжигановой Анастасии

http://www.si-speech.ru/3/post/2012/12/195.html
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

28 Январь 2013, 13:13:42
Ответ #12
  • Модератор
  • Знакомый
  • *****
  • Сообщений: 73
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Речь и сенсорная интеграция
  • Город: Иркутск
Возраст
Слушание и внимание
До 3 месяцев
·     Поворачивается на знакомый звук
·     Вздрагивает при громком шуме

3-6 месяцев
·     Смотрит на лицо, когда кто-то говорит

6-12 месяцев
·     С точностью определяет источник звука
·     Обращает внимание на разные звуки, например, телефон, дверной звонок, часы

12-15 месяцев
·     Обращает внимание на музыку и пение
·     Нравятся игрушки и предметы, издающие звуки

15-18 месяцев
·     Слушает и отвечает на простую информацию/инструкции, например «Аня, надень ботинки», «Вова, дай папе»

18 месяцев-2 года
·     Сосредотачивается на занятии по своему выбору, противится, когда им руководит взрослый
·     Использование имени ребенка начинает помогать ему обращать внимание на то, что говорит взрослый, например, «Клавдия, ешь бутерброд», «Ваня, надень пальто»

2-3 года
·     Начинает слушать беседу с интересом, но легко отвлекается
·     Слушает речь, обращенную к нему, но испытывает трудности, если не предоставляются подсказки, например, использование имени, «остановись и послушай»

3-4 года
·     Любит слушать истории
·     Всё еще трудно удерживать внимание на более чем одном деле за раз, поэтому не может легко слушать говорящего, когда занят каким-либо делом; необходимо переключать внимание между говорящим и заданием

4-5лет
·     Внимание сейчас более гибкое – ребенок может понимать устные инструкции к заданию, не отрываясь от его выполнения, чтобы посмотреть на говорящего

http://www.ican.org.uk/~/media/Ican2/Book%20Shop/Downloads/stages%20of%20speech%20and%20language%20development%20chart001%20pdf.ashx
Перевод Анжигановой Анастасии.

http://www.si-speech.ru/3/post/2013/01/203.html
Речь и сенсорная интеграция
http://si-speech.ru/

 

 

Фотосессия для мам
Бесплатный Мастер Класс для Вас
Декупаж для нас: мастер-класс


 

Тема "Наши рецепты" от Алёнушки

 


© Copyright 2011-2018 koshka38.ru